Болотные шаттлы
Добраться до Каменного города нелегко. По сути дороги к изумительным скалам, куда приезжают тысячи туристов, никогда не было. Чтобы доставить в Каменный город актеров, съемочную группу и нужную технику, до места съемок курсируют болотные шаттлы. Это два уазика-буханки и "шишига" - ГАЗ-66. Два километра тряски по колеям с жидкой грязью, и только после этого можно попасть к месту, где по знаменитому роману Алексея Иванова "Сердце пармы" снимается фильм.
Кстати, несмотря на активную работу, киношники умудрились не спилить ни одного дерева и даже костры разжигают только на камнях. Забота об уникальной природе Каменного города у них на первом месте.
Под обстрелом
Я попал на съемки сцен в шаманском капище. В небольшом ущелье, стиснутом обрывистыми скалами, толпятся вогулы в кожаных длинных одеждах. Они размахивают копьями и боевыми топорами, бьют в бубны и барабаны. Тут же томятся пленники, предназначенные в жертву.
- Кто умеет стрелять из лука, поднимите руки?! - кричит в рупор ассистент режиссера. Сейчас будет сниматься еще одна сцена. Журналистам отвели место на скале, прямо напротив команды стрелков. Те репетируют, поднимают и опускают луки с наложенными на тетиву стрелами. Звучит команда "Мотор!" и вогулы поднимают луки вверх, по команде следует залп. Стрелы летят по дуге, прямо на журналистов. Те не шелохнутся, снимая этот момент. Никто из журналистов не пострадал.
Дубль за дублем
Съемочная площадка обтянута красно-белой лентой, по периметру стоит охрана. Тут же снуют туристы, приехавшие посмотреть на Каменный город. Гримеры работают с шаманом и ламией, той самой колдуньей, что принесет столько бед Пермскому княжеству. Начинается камлание, пленники, предназначенные в жертву, уныло бредут под конвоем кровожадных вогулов.
Дубль, еще дубль. Перерыв в съемках, можно немного передохнуть. Князь Асыка, хумляльт, главный противник князя Михаила, сосредоточенно ходит по ущелью - артист Валентин Цзин остается в образе свирепого властелина Северного Урала.
Остальные вогулы сидят на бревнах и камнях, отмахиваются от паутов. В длинных одеждах из кожи, украшенных орнаментом, им жарко. Кстати, для съемок "Сердца пармы" сделано около пятисот костюмов. Смотрятся они великолепно, а когда актеры надевают маски жестоких богов и берут в руки оружие, становится даже жутковато.
Раз за разом бьют бубны и барабаны, вогулы кружатся в танце, воют и кричат. Пленников несколько раз проводят к жертвенному месту. Здесь их встречает угрюмый шаман и красавица ламия.
Вогулы из Бурятии
Уже после полудня съемки приостанавливаются. На площадке рабочая кутерьма. Вогулы терпеливо ждут, некоторые зависают в своих смартфонах.
- Кроме ползущих вогулов, остальные могут идти отдыхать! - разносится в ущелье.
- Ура! Обед!
Как оказалось, в массовых сценах снимаются актеры государственного цирка Бурятии и театра "Байкал" из Улан-Удэ.
- Из цирка нас семеро тут и восемь из "Байкала", - говорит Евгений Павлов, главный инженер государственного цирка Бурятии. - Прошли отбор и поехали в Пермский край. Играем вогулов. Между прочим, сцены жертвоприношения нам очень легко даются. Видимо, какая-то генетическая память срабатывает.
Акробат-вольтижер Артем Бадмаев весел и бодр. По команде режиссера ему приходится лазить по скалам, что для него не представляет труда.
- Мне интересно было посмотреть, как делается кино, - улыбается он. - Конечно, сложности есть, но все очень здорово.
Из палатки-столовой выходит грозный хумляльт князь Асыка, он же Валентин Цзин. Сняв кожаную накидку и оставив пояс с мечом, он расслабленно улыбается.
- Я живу в Германии, - говорит он, прихлебывая чай из пластикового стаканчика. - У меня свой театр танца. Пригласили на роль, прошел отбор и вот я здесь.
Валентин в Прикамье уже второй раз, несколько лет назад он выступал в Перми со своим коллективом на фестивале "Белые ночи".
- Природа у вас замечательная, - Цзин смотрит на угрюмые скалы. - Я когда приехал сюда, думал, это декорации, а оказалось, все натуральное. Очень красиво.
В тяжелых кольчугах
С самого начала съемок в них принимали участие всадники Юго-Камского конного клуба под руководством Михаила Бакилина. Он привез под Губаху 32 лошади и около 50 наездников, в том числе и четверых парней из конной роты пермской полиции.
- Мы были и конниками московского войска, и вогулами, и еще кем-то, - говорит он. - Целую неделю шли съемки. Совершенно потрясающие декорации построили художники, это как волшебство какое-то.
Чтобы подготовиться к съемкам, у всадников каждый день уходило примерно по три часа - одеть кольчуги, шлемы, нанести грим. Потом дубль за дублем конные сцены.
- Больше всего меня потрясло то, что со стороны ничего вроде особенного не видно, так, толкучка, но когда видишь то, что получилось, просто восторг! Фильм не уступит голливудскому кино ни в чем, - уверен Бакилин.
Следите за афишами
Фильм "Сердце пармы" снимает режиссер Антон Мегердичев. Он известен по своим картинам "Движение вверх", "Бой с тенью 2: Реванш" и "Темный мир". Нынешняя его работа посвящена событиям XV века о покорении Москвой Перми Великой, это экранизация одноименной культовой книги Алексея Иванова. Планируется, что фильм выйдет в прокат в конце следующего года.