28.07.2019 17:26
Культура

На Алтае прошли Шукшинские дни

На Алтае прошли Шукшинские дни
Текст:  Павел Басинский
Российская газета - Федеральный выпуск: №164 (7922)
Завершил свою работу всероссийский фестиваль "Шукшинские дни на Алтае". В этом году он проходил уже в 43-й раз. Это говорит о том, что фестиваль этот возник сразу после ухода из жизни в 1974 году великого русского писателя, режиссера и актера Василия Макаровича Шукшина. И, наверное, нет другого такого случая в истории культуры, чтобы чествование имени своего земляка начиналось сразу же после его кончины.
Читать на сайте RG.RU
Всероссийский фестиваль "Шукшинские дни на Алтае"

Но с Шукшиным вообще не все так просто. Со временем становится понятной уникальность этой фигуры не только в отечественном, но и в мировом масштабе. Это в самом деле удивительно: он был равновелик себе и как писатель, и как режиссер, и как актер. Невозможно сказать, в какой из этих трех ипостасей он достиг наибольшей вершины, в чем он наиболее значителен для русской культуры. Эти три составляющие Шукшина нельзя разделить, нельзя говорить о них в отдельности. Нельзя сказать, что проза Шукшина - это одно, его кинематограф - другое, а актерское искусство - что-то третье. Его кинематограф насквозь литературен, его фильмы - "Живет такой парень", "Печки-лавочки", "Калина красная" и другие - не только смотрятся, но и прочитываются как литературные произведения. Его рассказы и повести - это готовые сценарные работы, а некоторые из них - например, "Любавины" и "Я пришел дать вам волю" - и являются таковыми. И наконец в своей актерской игре он воплощал в сущности один образ, только в разных лицах - образ русского человека в его разных социальных ролях, от председателя колхоза ("Когда деревья были большими") до бывшего уголовника ("Калина красная").

Как завершился Всероссийский фестиваль "Шукшинские дни на Алтае"

Феномен Шукшина мы будем разгадывать еще долго и, наверное, до конца никогда не разгадаем. И "Шукшинские дни на Алтае" - это всегда попытка приблизиться к пониманию этого загадочного феномена в разных его проявлениях.

Фестиваль открывался кинофестивалем, но первыми на красной дорожке перед Театром драмы города Барнаула прошли писатели: ваш покорный слуга, Василий Авченко из Владивостока, Игорь Корниенко из Ангарска, Михаил Тарковский из Красноярска, Михаил Павлов из Москвы, Андрей Дмитриев из Харькова и другие. Такое невозможно ни на одном кинофестивале мира. Но на шукшинском кинофестивале это в норме вещей - ведь Шукшин считал главным в своей жизни именно литературу.

Феномен Шукшина будем разгадывать еще долго. Он был равновелик себе и как писатель, и как режиссер, и как актер

Наибольший интерес на кинофестивале вызывали фильмы "Война Анны" (представлял фильм режиссер Алексей Федорченко, специально прилетевший в Барнаул), "Последнее испытание" (режиссер Алексей Петрухин), "Облепиховое лето" (режиссер Виктор Алферов). О последнем стоит сказать отдельно. Это кинодрама о жизни и смерти драматурга Александра Вампилова. Его роль исполняет актер Андрей Мерзликин, ставший одним из главных гостей шукшинского кинофестиваля. На мой взгляд, попадание его в образ Вампилова удивительно точный.

Лев Аннинский: Взгляд на 90-летие Василия Шукшина

Президентом шукшинского кинофестиваля был Виктор Мережко. На Шукшинские дни также приехал оператор всех шукшинских фильмов Анатолий Заболоцкий. В Сростках, в музее В.М. Шукшина, который открыт в средней школе, где он учился, а потом недолгое время директорствовал, была представлена фотовыставка работ Заболоцкого.

Пока режиссеры, операторы, актеры представляли свои фильмы, писатели выступали в библиотеках Барнаула, Новоалтайска, Павловска и других районных городов Алтайского края. Их совместная встреча с читателями прошла в Бийске, в библиотеке, где сам Шукшин впервые выступил как писатель. Но, конечно, главное событие фестиваля происходило в Сростках, где родился Василий Шукшин.

Памятник Шукшину на горе Пикет оставляет ошеломляющее чувство у всякого, кто видит его впервые. Наверное, нигде в мире нет подобного памятника, до такой степени органично вписанного в ландшафт, и это не памятник вообще, а памятник одному человеку, который оказался поистине смыслообразующим центром пусть и большого (Сростки - от сращения нескольких деревень), но все-таки обычного поселка на Алтае. Огромная фигура Шукшина в бронзе на вершине холма, сидящего в той же позе, в какой сидит в конце фильма "Печки-лавочки" его герой, заставляет иными глазами посмотреть на все охватывающее его вокруг невероятное географическое пространство. Алтай невероятен именно своими пространствами, соединением разных географических и даже климатических зон - здесь и лесостепь, и тайга, и горы. Местами он похож на среднерусскую равнину, а где-то Алтай заставляет вспомнить полотна Николая Рериха. Взгляд Шукшина с вершины горы как бы заставляет соединить в себе все это невероятное великолепие, но и глубокую русскую боль - потому что все эти пространства покорялись русскими людьми огромной ценой.

Только здесь понимаешь, что такое Шукшин для русской культуры в ее целом, а не только в разных его ипостасях. Да, он, с его судьбой, с его талантом, с его волей к достижению своих целей, но и с его гибелью на взлете, - это, возможно, самый сильный образ русского характера в его исторической перспективе.

Важным событием фестиваля стало открытие памятной доски в селе Никольское, посвященной уже не Шукшину, но другому великому писателю ХХ века - Виктору Астафьеву. Произошло это благодаря поддержке руководителя Алтайской краевой писательской организации Анатолия Кирилина.

В некотором роде это даже культурная сенсация. Теперь мы знаем, где Виктор Астафьев писал свой последний роман "Прокляты и убиты". Вот здесь, в Никольском, в доме сестры своего друга, кинематографиста Владимира Кузнецова. Сюда он сбегал из своей родной Овсянки, где его в последние годы жизни слишком уж докучали разнообразными визитами. Однажды приехав в Никольское, Астафьев полюбил это место и попросил Владимира Кузнецова пустить его под свой кров, чтобы здесь, в тишине, в уединении и фактически инкогнито, писать свой закатный роман о войне. Он приезжал сюда на лето не один раз с целью именно писать роман. И конечно, общаться с близкими ему по духу деревенскими людьми. Так что в России отныне существует еще одно важное литературно-историческое место.

Россия велика и необъятна. Но писатели ее объединяют. Шукшин и Астафьев были близки друг другу. Теперь еще ближе.

Кстати

На горе Пикет прошло награждение победителей ХХI Всероссийского шукшинского кинофестиваля. Главный приз в программе полнометражного игрового кино жюри присудило картине "Надо мною солнце не садится" режиссера Любови Борисовой. Диплом "За лучший сценарий" получил фильм "Лорик" (режиссер-сценарист Алексей Злобин, сценарист Микаэл Погосян). Дипломы "За лучшую мужскую роль" получили актеры Олег Гусейнов и Рустам Муратов, сыгравшие в фильме Владимира Битокова "Глубокие реки". Наградой "За лучшую женскую роль" удостоена Ирина Купченко (фильм "Последнее испытание"). Победителем в программе короткометражного кино признан фильм "Изгородь" (режиссер Михаил Кулунаков).

17 слов Шукшина. Викторина к 90-летию писателя

Также была вручена Шукшинская литературная премия губернатора Алтайского края за 2019 год. Получил ее 40-летний писатель из Ангарска Игорь Корниенко. В этом году на соискание премии поступило рекордное количество заявок - свои произведения прислали на конкурс более 30 авторов со всей России. Как и вечный труженик Шукшин, Корниенко во главу угла своей профессии ставит кропотливый труд. "Во вдохновение я не верю. Для меня писать - это как на работу выходить. И я за истории, которые будоражат, по-хорошему встряхивают", - сказал ангарский писатель. Он стал седьмым по счету и самым молодым лауреатом Шукшинской литературной премии.

Среди других запоминающихся событий фестиваля - фотовыставка кинооператора Анатолия Заболоцкого "Жизнь подарила увидеть" и спектакль "Калина красная", показанный на сцене краевого театра драмы им. Шукшина. Привез спектакль Московский музыкальный театр фольклора "Русская песня". Надежда Бабкина сыграла мать главного героя, Андрей Мерзликин - Егора Прокудина, а Мария Шукшина - Любу, роль которой в фильме досталась ее матери.

Подготовил Сергей Зюзин

Литература Наше кино Алтайский край Сибирь