Назовите свое имя
Музей-заповедник "Царское Село" начал продавать именные билеты онлайн. Пользователи должны при покупке ввести свои паспортные данные. Более того, при входе в музей от гражданина теперь требуют паспорт. Если имя на онлайн-билете и в документах не совпадает, посетителя в музей не пускают.
Официальный представитель музея-заповедника "Царское Село" Ирина Начарова говорит, что иначе никак, перекупщики в буквальном смысле атакуют музей.
Поездка в "Царское Село" летом, в разгар туристского сезона - это настоящий квест. Чтобы попасть в Екатерининский дворец, нужно отстоять в очереди четыре часа и больше. Ирина Начарова объясняет: дело в пропускной способности музея. Одновременно в Екатерининском дворце могут находиться не более 950 человек. Из них 150 - это работники музея - экскурсоводы, смотрители, охрана. В дни пиковых нагрузок в Екатерининский дворец проходит до девяти тысяч туристов.
Несколько лет назад музей ввел электронные билеты, по ним можно пройти без очереди, но сайт учреждения сразу же атаковали перекупщики. Правила продажи ужесточали неоднократно, например, с одного IP-адреса разрешалось купить лишь два билета. Спекулянтов это не останавливало, за несколько секунд через автоматизированные программы они выкупали билеты, используя прокси-серверы. А потом эти же билеты продавали туристам, не желающим стоять в очереди. При стоимости 1000 рублей входные билеты с рук уходили за сумму 150 евро и выше.
С аналогичной проблемой сталкиваются и другие музеи.
На позапрошлой неделе был зафиксирован рекорд: очередь из желающих попасть в Эрмитаж растянулась от входа в Зимний дворец до арки Главного штаба. С электронным билетом в очереди тоже можно не стоять, но беда в том, что в интернете есть несколько сайтов, дизайн которых до боли похож на эрмитажный.
В самом музее говорят, что все эти ресурсы создают фирмы-посредники, они не имеют никакого отношения к музею. Если гражданин покупает через них билеты, то он в лучшем случае переплачивает спекулянтам, а в худшем рискует и вовсе не попасть в музей - в Эрмитаж часто продают поддельные билеты.
Кстати, нарваться на подделку можно не только в онлайне. У входа в Эрмитаж постоянно снуют бодрые ребята, которые предлагают попасть в музей без очереди. В Эрмитаже об этой схеме знают и по громкой связи предупреждают стоящих в очереди о том, что билеты, приобретаемые с рук, недействительны. Но многих туристов это не останавливает, каждый день служба охраны музея "разворачивает" десятки граждан с такими проходками.
Двойник ведет на балет
Сайты-клоны есть у всех топовых петербургских театров. Например, официальный сайт Мариинского театра звучит как www.mariinsky.ru, но в глобальной Сети есть порталы с адресами www. mariinskii.com и martheatre.ru. Никакого отношения к легендарному театру последние два сайта не имеют. Но при этом продают билеты. Цены кусаются.
Если 5 августа билет на балкон в третий ярус в Мариинский театр на балет "Лебединое озеро" через официальный сайт будет стоить 1150 рублей, то на сайтах перекупщиков самая низкая цена - 3400 рублей.
В пресс-службе Мариинского театра "РГ" сообщили, что в прошлом году в рамках досудебного урегулирования учреждением был направлен ряд претензионных писем по факту незаконного использования товарных знаков в адрес соответствующих администраций сайтов и социальных сетей.
"В отношении лиц, продолживших совершение указанных нарушений после получения претензий, Мариинским театром были подготовлены материалы для обращения в судебные органы", - подчеркнули в театре.
Стоит отметить, что Мариинский и Михайловский театры через суд привлекли к ответственности компанию Си Эн Эф.Ру, которой принадлежали несколько доменов, до степени смешения напоминающие адреса театров. Определенный результат это принесло, например, перестал обновляться сайт www. mariinsky.ru.com, на который жаловались в Мариинском театре.
Адвокат Дмитрий Зацаринский говорит, что сайты-двойники нарушают права - как театров, так и зрителей. Эксперт обращает внимание, что билеты, по своей сути, являются бланками строгой отчетности и если билет на сайте-клоне оказался поддельным, то защитить свои права зрителю практически невозможно. По словам Зацаринского, сейчас учреждения культуры чаще судятся с сайтами-клонами в гражданском порядке, хотя, как считает адвокат, театры могут обращаться и в полицию с заявлениями о мошенничестве.
Закроют шлюз
- Учреждения культуры очень внимательно следят за продажей билетов, ведь для них это одна из главных статей пополнения бюджета, - сообщила Надежда Кокарева. Сейчас Надежда возглавляет пресс-службу Театра-фестиваля "Балтийский дом", до этого много лет работала в Дирекции театрально-зрелищных касс. Кокарева говорит, что государственные театры заключают с кассами-посредниками договор, где прописывают, сколько и каких билетов можно продать через билетных операторов, далее театр выдает посреднику квоту или обеспечивает шлюз к специальной программе по продаже билетов, которая позволяет всем продавцам реализовывать билеты из "общего билетного поля".
Нелегальные сайты-дублеры и сейчас не имеют от театров разрешения на продажу их билетов. Надежда Кокарева утверждает, что чаще всего посредники-нелегалы получают данные с сайтов самих театров или с легальных сервисов по продаже билетов. В момент, когда гражданин покупает билет на сайте-двойнике, перекупщик приобретает его же на сайте театра или у легальной кассы и с дополнительной наценкой пересылает покупателю. Соответственно, никакого удобства для гражданина сайты-двойники не создают, они просто собирают со зрителя больше, чем он мог бы заплатить.
- Нововведения в законодательство на легальный сектор продажи билетов никак не повлияют, - полагает Мария Солонина, официальный представитель дирекции петербургских театрально-зрелищных касс. - С уходом сайтов-клонов выиграет зритель, которому не придется каждый раз перед покупкой билетов проводить собственное расследование в интернете и выяснять, на настоящий ли сайт он зашел.