27.08.2019 16:08
Экономика

Новый аэропорт в Саратове за первые три дня обслужил 57 рейсов

Текст:  Андрей Куликов
Российская газета - Экономика Поволжья: №189 (7947)
В Саратове открылся новый аэропорт Гагарин, который строился более пяти лет. Объем частных инвестиций, привлеченных холдингом "Аэропорты регионов" для его строительства, составил около 8 миллиардов рублей. Какие изменения в связи с открытием воздушного порта ожидают жителей региона: подорожают ли авиабилеты, изменится ли количество рейсов, будет ли расширяться география авиаперевозок - выяснял корреспондент "РГ".
/ Андрей Куликов
Читать на сайте RG.RU
Первый тестовый рейс в новый аэропорт Саратова

За первые три дня работы новый аэропорт обслужил 57 рейсов, которые перевезли 5,5 тысячи пассажиров. Как подсчитали представители оператора Гагарина - компании "СарАэро-Инвест", летняя среднесуточная загрузка старого саратовского аэропорта Центральный была превышена на 15 процентов.

Поскольку новый аэропорт обладает более протяженной трехкилометровой взлетно-посадочной полосой, в Саратове начали приземляться вместительные среднемагистральные самолеты, которым ранее путь сюда был закрыт.

Как территорию неиспользуемых аэропортов отдают под жилую застройку

По данным оператора аэропорта, число пассажирских мест, выставленных на продажу авиакомпаниями на основном направлении полетов Саратов - Москва, уже на 10 процентов превышает показатели старого аэропорта, а в зимний период по прогнозам оно увеличится на 40 процентов.

Помимо прежних перевозчиков рейсы в Саратов начал выполнять лоукостер "Победа". Пока он летает только в Москву, но с октября планирует и три еженедельных рейса в Санкт-Петербург. С ноября также оператор аэропорта обещает саратовцам еженедельный рейс в Дубай, а будущим летом - выполнение не менее трех еженедельных рейсов в Анталью и открытие полетов в Салоники. Кроме того, с рядом авиакомпаний обсуждается расширение сети региональных маршрутов.

В то же время сами воздушные перевозчики обратили внимание на значительный рост тарифов на аэродромную деятельность в Гагарине в сравнении со старым аэропортом. Так, сборы за взлет - посадку выросли в три раза: с 310 рублей за каждую тонну взлетной массы судна до 1010 рублей, с 315 до 921 рубля увеличится плата за авиационную безопасность. В соответствии с приказом Федеральной антимонопольной службы (ФАС), утвердившей тарифы для саратовского аэропорта на несколько лет вперед, с 1 января будущего года вновь предусмотрено их увеличение.

В Хабаровске модернизируют аэропорт с помощью японских партнеров

- Есть пожелание к оператору поработать над стоимостью обслуживания в аэропорту, иначе нам будет сложно обеспечить приемлемые для пассажиров тарифы, - заявил глава одной из авиакомпаний Владимир Объедков.

Справедливости ради надо заметить, что не все расценки для авиакомпаний вырастут: например, заправлять горючим воздушные суда в Саратове, судя по всему, станет значительно дешевле.

Примечательно, что в старом аэропорту, где продавцом горючего выступала ныне ликвидируемая компания "Саратовские авиалинии", предельная стоимость авиационного топлива, по данным Росавиации, была самой высокой на аэродромах ПФО (в июне - июле этого года она составляла 57 680 рублей за тонну).

Теперь оператором авиатопливного бизнеса в Гагарине стала компания "Газпромнефть-аэро". В соседних аэропортах ПФО - Ульяновске, Орске и Саранске, - где она также работает, предельная цена горючего за прошлый месяц составляла 44-45 тысяч рублей. В пресс-службе "Газпромнефти" корреспонденту "РГ" подтвердили, что стоимость топлива в Гагарине будет соответствовать расценкам в этих аэропортах.

Между тем в пресс-службе губернатора Саратовской области сообщили, что стоимость авиабилетов на региональных рейсах из нового аэропорта может быть отрегулирована и снижена еще и за счет вступления в государственную программу субсидирования региональных перевозок.

В сентябре на Камчатке начнут строить новый аэровокзал

- Возможность участия региона в этой программе сейчас прорабатывается, - отметила пресс-секретарь губернатора Нина Попова.

В управлении Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области считают, что приход на рынок воздушных перевозок среднемагистральных самолетов большей вместимости снижает потребность в количестве рейсов и в то же время уменьшает затраты перевозчиков.

- В случае ограничения продаж билетов или резкого роста цен УФАС по Саратовской области примет меры антимонопольного воздействия, - пообещала руководитель ведомства Людмила Борисова. .

Мнение

Роман Гусаров, авиаэксперт, главный редактор портала Avia.ru:

- Стоимость авиабилетов состоит из нескольких частей расходов авиакомпании: это авиационное топливо, аэропортовые сборы, лизинговые платежи за самолеты, техническое обслуживание воздушных судов, заработная плата экипажей, налоги. Величина этих расходов зависит от типа перевозок. Например, на дальних перелетах в себестоимости перевозок вырастает доля расходов на топливо: обычно на таких линиях заняты большие суда, и аэропортовые сборы для них выше, потому что они зависят от массы воздушного судна. На коротких расстояниях летают маленькие суда, и там структура расходов несколько иная. Аэропортовые сборы - существенная статья расходов, но они могут в стоимости билета варьироваться от нескольких до примерно 20 процентов. Чем короче перелет, тем выше в цене билета доля аэропортовых сборов.

Ситуация, в которой оказался аэропорт в Саратове, не новая: везде после строительства или модернизации аэропортов тарифы меняются, поскольку в них включается инвестиционная составляющая. Думаю, если увеличение стоимости авиабилетов и будет происходить, то в разумных пределах.

Инфраструктура аэропортов всех крупных городов России уже прошла через реконструкцию, Саратов в этом смысле был явно не в авангарде. Очень хорошо, что в городе появился современный аэропорт, который сможет развиваться.

Авиатранспорт ПФО Саратов Средняя Волга