Путем взаимных обвинений
- Контракт расторгнут, - констатировал заместитель городского головы Алексей Волков, комментируя уход подрядчика из Калуги. - Пока не разберемся с данной организацией, никаких работ проводиться не будет.
В этом году в Калуге был запланирован ремонт 27 дорог. На всех объектах действовал один подрядчик - ООО "Липецк Дорога". Сумма контракта с ним составила 557 миллионов рублей. Недовольство работой липецких дорожников городские депутаты впервые высказывали еще в мае. Обеспокоенность у депутатского корпуса вызывали как отставание от графика, так и качество работ. На заседании гордумы генеральный директор ООО "Липецк Дорога" Армен Айвазян пояснил - мол, "столкнулись с некоторыми проблемами", дороги оказались в худшем состоянии, чем предполагалось. К тому же на некоторых улицах велась перекладка сетей - пришлось ждать окончания работ. Тем не менее подрядчик пообещал завершить ремонт всех 27 трасс к 28 августа.
Однако спустя почти три месяца липецкие дорожники свернули свою деятельность в Калуге. Официальное сообщение об этом появилось в соцсетях и на интернет-сайтах местных изданий - компания распространила информационное письмо за подписью гендиректора. Причиной такого поступка названо "отсутствие оплаты выполненных работ". В письме говорится, что денег по контракту заказчик ни разу не перечислил. Дорожники уверяют, что сделали и сдали работы на 160 миллионов, но 120 миллионов были выплачены некоей фирме, с которой "Липецк Дорога" финансовых взаимоотношений не имеет. В заявлении говорится, что организация, получившая деньги, поставляла им строительные материалы и часть техники, но непосредственно к ремонту дорог в качестве субподрядчика не привлекалась. Фактически калужские чиновники в этом письме обвиняются в серьезных нарушениях. Послание адресовано главам ФСБ, СКР и Генпрокуратуры.
В свою очередь калужские власти также намерены обратиться в правоохранительные органы. По словам Волкова, претензионная работа велась практически все летние месяцы: фирме было предъявлено пять претензий о ненадлежащем качестве работ, общая сумма штрафов - около четырех миллионов.
- Когда мы решили расторгнуть договоры, то сразу направили уведомление об этом в данную организацию. Также подготовлены документы о включении данной организации в реестр недобросовестных подрядчиков, - сообщил заместитель городского главы.
Более того, городская управа намерена взыскать с ООО "Липецк Дорога" 190 миллионов рублей - на устранение неполадок, если компания "не пойдет на цивилизованные переговоры" и не доделает все сама. Возможно, именно такие шаги со стороны мэрии и вызвали панику в руководстве подрядной организации, следствием которой и стала жалоба силовикам с намеком на коррупцию.
Близки к провалу
Впрочем, о качестве работ дорожников говорит хотя бы такой курьезный случай: в центре Калуги патрульная машина полиции провалилась в асфальт прямо посреди дороги. Это произошло рано утром 29 августа на перекрестке улиц Плеханова и Суворова. Полицейские остановились, чтобы пропустить пешехода, и в это время переднее левое колесо ушло под землю. В пресс-службе ведомства объяснили, что произошла "просадка дорожного полотна". Полицией начато административное расследование случившегося на предмет несоблюдения требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции и содержании дорог (статья 12.34 КоАП РФ). В зависимости от результатов расследования возможно привлечение к административной ответственности организации, ремонтировавшей эту дорогу.
Калужский губернатор Анатолий Артамонов уже назвал действия липецких дорожников жульничеством. На заседании облправительства он заявил, что в Калужскую область "соваться с этими вещами нельзя, себе дороже". "Липецкие потренировались, что они теперь получат от этого? Ничего. Думали, что у них тут тоже пройдет схема жульническая, которую они организовали в Липецке. Не прошла!" - заметил губернатор, обращаясь к министру дорожного хозяйства Ольге Ивановой.
И все же в этой скандальной истории с ремонтом пока больше вопросов, чем ответов. Так, представляется странным, что конкурс выиграла фирма, в которой работают всего десять человек, не имеющая дорожной техники, с уставным капиталом в 12 тысяч рублей. Кажется, муниципалитеты уже научились "отбиваться" от таких посредников, включая в условия конкурсов пункт о наличии собственной производственной базы.
В сухом остатке
Пока калужане получили всего три отремонтированные и принятые дороги из 27. Еще одиннадцать отремонтированы, но не приняты из-за претензий по качеству работ. Оставшиеся тринадцать находятся в разной степени готовности. Во всяком случае, в перечне дорог, которые предстоит доделать, перечисленных в аукционных объявлениях, 24 объекта. Горуправа готова выделить на это около 400 миллионов рублей: 167 миллионов - по одному контракту и 227 - по-другому. При этом дороги должны быть сделаны к 30 сентября. Но 10 сентября торги не состоялись, как уже был сказано, была подана всего одна заявка. Тем не менее, по условиям конкурса, власти заключат контракт с этим единственным участником через десять дней. И на все про все у дорожников останется чуть больше недели. При этом глава региона Анатолий Артамонов потребовал предъявлять к исполнителю самые жесткие требования по качеству. При этом подчеркнул, что оно оценивается "не по внешнему лоску". Он также высказал опасения по поводу реальности исполнения контрактов.
- Сейчас неделя погожая, вы ее потратите на подписание документов. А потом в дождь начнете укладывать асфальт, - заявил Артамонов.
Компания, решившаяся на ремонт дорог в столь жестких условиях, - калужская фирма "Бизнескапитал". В прошлом году она уже работала по муниципальным заказам, правда, в значительно меньших объемах.
Антимонопольное управление обнаружило картельный сговор на рынке ремонта дорог в Рязани. В региональном главке ФАС состоялось итоговое заседание комиссии по делу о нарушении закона о защите конкуренции (заключение антиконкурентного соглашения), возбужденному в отношении трех компаний. Речь идет о госконтракте на подрядные работы по строительству подъезда к автодороге Рязань - Ряжск - Данков - Ефремов. К участию в аукционе, состоявшемся 24 августа 2018 года, было допущено пять организаций. В их числе - ООО "Долстрим", ООО "Импульс" и ООО "Платан". Уже на 17 секунде торгов поступило первое предложение от "Долстрима" о снижении цены договора на полпроцента. Затем цену контракта друг за другом начали поочередно снижать "Импульс" и "Платан". Так, в течение трех минут 21 секунды от начала торгов эти две фирмы снизили цену контракта на 36 процентов от первоначальной максимальной цены.
Два оставшихся участника аукциона, сбитые с толку резким падением цены, участвовать в торгах не смогли. Заявки "Импульса" и "Платана" заказчик отклонил, поскольку они были составлены с нарушениями. По мнению специалистов УФАС, эти нарушения были допущены сознательно. К тому же, как было установлено в ходе антимонопольного расследования, "Импульс" и "Платан" подавали заявки на участие в электронном аукционе, используя один ip-адрес. Кроме того, эти фирмы никогда не занимались ремонтом автомобильных дорог. "В такой ситуации единственной целью участия ООО "Импульс" и ООО "Платан" в закупке являлось обеспечение гарантированной победы для ООО "Долстрим". Итогом противоправного поведения стало устранение конкуренции и заключение государственного контракта с минимальным снижением начальной максимальной цены. Проверочные мероприятия подтвердили взаимодействие всех участников сговора", - сообщили в ведомстве.
К слову, в этом году на реализацию нацпроекта "Безопасные и качественные дороги" в Рязанской области направлено 2,6717 миллиарда рублей, большая часть из которых выделена из федерального бюджета. В настоящее время выполнена примерно половина работ. Кроме того, как сообщает пресс-служба регионального правительства, в связи с образовавшейся экономией после проведения торгов перечень объектов на 2019 год нацпроекта в регионе был дополнен. В общей сложности это 22 объекта, на реализацию которых в этом году будет направлено около 177 миллионов рублей. Двенадцать объектов планируется сдать уже в этом строительном сезоне, работы еще на десяти будут завершены в 2020 году.