29.10.2019 16:33
Происшествия

Как обезопасить свою банковскую карту

Как обезопасить свою банковскую карту
Текст:  Евгений Китаев (Челябинск)
Российская газета - Неделя - Урал: №245 (8003)
Жулики очень быстро освоили IT-сферу, переквалифицировались в хакеров и даже консультируют друг друга в Интернете. Совершив несколько неверных шагов, можно навсегда расстаться со своими сбережениями.
/ Татьяна Андреева/РГ
Читать на сайте RG.RU

Театр одного зрителя

Виталий Р. считал себя человеком рассудительным, не лишенным здравого смыла, но и он попался на удочку охотников за банковскими счетами. Неизвестный позвонил ему на мобильный, обратился по имени-отчеству и сообщил, что с его деньгами на карте происходит что-то неладное: была попытка подозрительного перевода на другой счет, но ее удалось остановить.

Сбербанк прокомментировал информацию об утечке данных клиентов

Назвав себя сотрудником службы безопасности, абонент поинтересовался, не перечислял ли Виталий деньги другому лицу. Услышав отрицательный ответ, заявил: я должен убедиться, что действительно разговариваю с владельцем счета. Перевел разговор на коллегу, который предложил продиктовать номер проблемной карты - его мог знать только настоящий хозяин. Растерявшийся Виталий выполнил указание. Голос потребовал назвать хранившуюся на карте сумму, дату выпуска "пластика". В трубке фоном слышались приглушенные переговоры, звуки от перемещения людей, как бывает в офисе. Все выглядело очень натурально.

Виталий, однако, уже начал приходить в себя и на новые вопросы задал свой: "А откуда мне знать, что вы из банка?" Собеседник предъявил "железное" доказательство, отправив сообщение с единого номера банка, а затем запросил номера других карт, мобильных счетов во всех кредитных организациях - таков, дескать, регламент: надо оценить масштабы атаки, сообщить службам безопасности других банков. Без этой информации, предупредил, он не сможет остановить списание денег. Но когда предложил назвать CVV-код, три цифры дополнительной защиты на оборотной стороне "пластика", Виталий окончательно проснулся и ответил отказом.

Липовый сотрудник занервничал. Пообещал, что завершит перевод денег, если не услышит заветные цифры. Затем телефон пиликнул, и на телефон пришло сообщение: с карты списана кругленькая сумма.

В отделении банка, куда испуганный владелец обратился сразу же после разговора, ему посоветовали заблокировать карту. Позже подтвердили: попытка списания денег действительно была, кто-то "рылся" в его "Личном кабинете" на сайте банка, но то ли времени злоумышленникам не хватило, то ли CVV-кода.

Говорят, чужой опыт не так прочно остается в памяти, как свой. Главный вопрос, который теперь беспокоит Виталия, можно ли полностью обезопасить свои счета.

Звоните - вам помогут

Атакам мошенников чаще подвергаются клиенты крупных кредитных учреждений.

Телефонные мошенники придумали новый способ кражи денег

- Действительно, мошенники часто выдают себя за сотрудников банка, - отмечает пресс-секретарь Челябинского отделения Сбербанка Индира Бучельникова. - Позвонит на мобильный незнакомец, представится специалистом клиентской поддержки или службы безопасности и просит назвать реквизиты карты, подойти к банкомату и срочно выполнить несколько операций. Причина, по словам афериста, очень серьезная: сбой в базе данных, угроза списания средств. Мошенник действует быстро и торопит свою потенциальную жертву. Это нужно, чтобы напугать ее, не дать возможности оценить ситуацию. Главное правило, которым надо руководствоваться, - не терять самообладание.

Есть несколько признаков, позволяющих распознать фейковые звонки. Настоящий сотрудник банка никогда не попросит сообщить полные реквизиты карты (ее номер, ПИН- и CVV-коды), CVC-пароли банка.

- Преступлений в киберпространстве становится все больше, растет их удельный вес по отношению к другим, - отмечает заместитель начальника отдела по борьбе с мошенничеством квалифицированной направленности управления уголовного розыска ГУ МВД России по Челябинской области подполковник Денис Ершов. - Способы совершения преступлений в IT-сфере также все более изощренные. Правоохранители совершенствуют свою методику раскрытия, преступники - методику краж. Кошки-мышки, как и во всех криминальных направлениях. Они убегают, мы догоняем.

Портрет размыт

Сотрудники отдела по борьбе с мошенничеством квалифицированной направленности попытались составить портрет преступника в IТ-сфере. Он вышел нечетким и размытым. По другую сторону закона промышляют не только электронщики и программисты. Лица, ступившие на скользкий путь, отличаются и по возрасту, и по социальному статусу, месту проживания.

Интернет не знает границ, поэтому посягать на чужую собственность могут из любого региона, из любой географической точки. Преступления такого рода носят не только межрегиональный, но и международный характер. Известны случаи, когда граждане других, не только соседних, но и европейских стран, совершали кибератаки на россиян.

- Это могут быть студенты, лица, отбывающие наказание в колониях, представители цыганских диаспор, прежде специализировавшиеся на так называемых "контактных" преступлениях, - перечисляет Денис Ершов. - Теперь они создают кол-центры и дистанционно крадут деньги.

Правила личной кибербезопасности

• никому, включая сотрудников банка, не сообщайте свои пароли, ПИН- и CVV-коды от карт;

• не переходите по подозрительным ссылкам: мошенники могут заразить компьютер или телефон вирусом и украсть ваши данные;

• используйте только официальные приложения банков в App Store, Google Play и Microsoft Store;

• сообщайте банку о смене номера мобильного;

• проверяйте реквизиты переводов и платежей, которые приходят в СМС от банка;

• прикрывайте клавиатуру рукой, когда вводите ПИН-код;

• не принимайте помощь от незнакомцев, не совершайте операции под диктовку;

• осмотрите банкомат перед использованием и убедитесь, что на нем нет подозрительных устройств.

Наиболее распространенные схемы кибермошенничества

№1. Когда позвонивший охотник за удачей представляется сотрудником банка и называет вас по имени-отчеству, скорее всего, он использует одну из слитых в Интернет баз данных или сам добывает нужные сведения. Для этого заходит на своем телефоне в онлайн-приложение банка и в случайном порядке набирает телефонный номер. Обозначая намерение дистанционно перевести абоненту небольшую сумму, нажимает "продолжить". Если к выбранному номеру подключена банковская карта, высвечивается имя-отчество ее владельца. Так злоумышленник делает первый шаг к доверительному общению с будущей жертвой, чтобы потом выведать конфиденциальную информацию.

№2. Псевдосотрудник банка старается подвести владельца карты к банкомату. Предупреждает с тревогой в голосе: нужно срочно бежать к нему, поскольку некто пытается похитить деньги с карты. Обещает подсказать, что делать, когда абонент будет на месте. Диктует: надо вставить карту в банкомат, ввести пароль, войти в сервис "Мобильный банк" и подключить к нему другой номер телефона. Это необходимо, чтобы появилась возможность дистанционно обезопасить средства. Доверившийся человек выполняет все команды, получает СМС с паролем, где сказано, что его ни в коем случае никому нельзя передавать. Но его уверяют: так это другим, а ему, работнику банка, можно. Пароль уходит к преступнику, тот с его помощью "подключает" свой телефон к карте, получая доступ ко всем счетам - не только к дебетовому, но и к накопительному, кредитным картам, ко всей денежной массе.

Суд в Волгограде оправдал инвалида, случайно оплатившего счет чужой картой

№3. Она связана с подменой номера. Жертву может ожидать и такой неприятный сюрприз - похититель позвонит ему с телефонных номеров самой кредитной организации, указанных на обороте карты. Существует программное обеспечение, которое позволяет завести соответствующую программу в ноутбук или телефон, и звонить через Интернет, предварительно указав, какой номер должен увидеть абонент.

№ 4. Аферист орудует на виртуальной торговой площадке, вжившись в роль продавца. Просит покупателя перечислить деньги за несуществующий товар на его банковскую карту и гарантирует, что снимет свое объявление, как только придет перевод. А затем выключает телефон и снимает ваши деньги.

Мошенник может сыграть и в "покупателя", демонстрируя готовность заплатить за товар, о котором прочитал в объявлении. Но при этом предупреждает вас, что его банк потребует подтверждение платежа. Поэтому вам нужно подойти к ближайшему банкомату и выполнить ряд операций. Далее - смотри схему № 2.

В качестве профилактической меры правоохранители советуют не делать предоплату неизвестным лицам. Если есть возможность доехать до покупателя - сделать это самим или попросить знакомых, живущих неподалеку. Можно даже проверить продавца, предупредив, что к нему заедут родственники посмотреть товар и передать за него деньги. Если никакого товара нет, а продажа затеяна для отвода глаз, мошенники прекратят общение.

Охрана порядка Банки Челябинск Урал и Западная Сибирь