Документ был внесен в Госдуму группой депутатов и сенаторов еще в 2017 году, а в январе 2018 года прошел первое чтение. Сейчас законопроект готов ко второму и третьему чтению и может быть окончательно принят в осеннюю сессию парламента, считает член Совета Федерации Андрей Климов.
В первоначальной версии законопроекта физлицам посвящен буквально один абзац, в котором речь идет лишь о возможности признания их иностранными СМИ, выполняющими функции иностранного агента. "В новом варианте там почти три страницы только про это. Там очень много уточняющих позиций, - рассказал "РГ" Андрей Климов. - Этот закон справедливо критиковали за формулировки, которые требуют пояснений. Эти пояснения сделаны. В результате текст вырос, но это не значит, что концепция изменилась".
Концепцию же сенатор описал так: необходимо закрыть возможные лазейки для вмешательства в российское информационное пространство. Согласно поправкам, иностранными СМИ, выполняющими функции иноагента, могут быть признаны не только "владельцы того или иного ресурса, но и те, кто распространяют информацию для неограниченного круга лиц, в том числе в интернет-пространстве, и при этом они получают деньги из-за рубежа". "В данном случае не важен источник этих денег - это может быть государственная организация, негосударственная структура, физические лица, лица без гражданства. Главное, что зарубежные средства", - уточнил Климов.
Выявлять таких граждан будет министерство юстиции по согласованию с МИДом. Зарегистрированные граждане-иноагенты должны будут отчитываться перед государством о расходовании полученных из-за рубежа средств.
По словам сенатора, "речь не идет о толпах людей", которые могут оказаться в рядах иноагентов, закон коснется небольшой группы лиц. Он не направлен против блогеров, уточнил Климов, статус может получить любой распространитель информации, подпадающий под признаки иноагента. "Это никоим образом не задевает интересы огромного большинства граждан России", - уверяет парламентарий.
Еще одно требование будет касаться собственно иностранных СМИ. "Тем, которые признаны в России иноагентами, предлагается обязать создавать в РФ юрлицо, работающее по правилам нашего законодательства", - рассказал сенатор. Сейчас, по его словам, не у всех зарубежных СМИ-иноагентов есть юрлицо в РФ, соответственно, применить к ним какие-то регулирующие нормы не представляется возможным.
Нарушителям грозят административные штрафы, соответствующие поправки в КоАП готовятся. "В отличие от зарубежных визави мы не предусматриваем уголовной ответственности. Мы не хватаем людей, не бросаем их в камеры пыток, как в некоторых странах, где на пять, где на пятнадцать лет. Мы в состоянии добиться результата за счет административных мер", - заявил Климов.
Каков будет размер штрафов за нарушение этих норм, законодатели еще не определили. В любом случае наказание не будет выходить за пределы общей практики. Андрей Климов напомнил, что верхний предел суммы административного штрафа в России - 5 млн рублей. "Но это не тюрьма, не расстрел на месте, не каторжные работы, не конфискация имущества. Международную интернет-платформу в ЕС штрафуют на 25 млрд евро", - привел он пример.
Новые правила вступят в силу не сразу после принятия закона. "Там будет определенный период, который позволит людям провести все процедуры, мы все эти процедуры просчитали", - уточнил Климов.
Принятие новых правил "даст возможность в 2020 году резко сократить пространство для деятельности, направленной на расшатывание основ нашего конституционного строя и вмешательство во внутренние дела РФ", подчеркнул он.
"РГ" попросила прокомментировать законодательную инициативу главу комиссии Совета Федерации по защите госсуверенитета Андрея Климова.
- Необходимость принятия этого закона связана с какими-то конкретными событиями? Может быть, с делом Марии Бутиной?
Андрей Климов: Помимо Бутиной есть масса людей, которые подвергаются совершенно конкретному прессингу в тех же США за то, что они, например, сотрудничают с RT. Они там находятся под реальной угрозой уголовного наказания. Поговорите со знакомыми журналистами, вам расскажут, что происходит во Франции, в Великобритании, там идут настоящие гонения, штрафами обложили, ступить некуда.
У нас людям не запрещают работать, распространять информацию, им говорят: если вы распространяете информацию для неограниченного круга лиц и при этом получаете средства из иностранных источников, извольте пройти регистрацию.
- Слово "агент" в русском языке имеет определенные негативные коннотации в отличие от английского. Если там это в первую очередь юридический термин, то у нас своего рода общественное обвинение...
Андрей Климов: Слово "агент" - нерусское, в результате нашей не самой приятной истории у нас это клеймо - да еще при помощи литературы и кино - превратилось в нечто ужасное. Но в нашем случае понятие "иностранный агент" не ведет к изоляции, к лишению свободы, а в США - ведет. Вы мне говорите про филологические особенности, а я вам - про конкретные сроки, которые применяются к конкретным людям. Мы - про разное: там, у них, 1938 год, а у нас - 2019-й.
- Тем не менее либеральная часть общества принимает вашу инициативу в штыки. Как вы планируете убеждать оппонентов?
Андрей Климов: Эта часть общества принимает в штыки все, что мы делаем, но она не самая большая. Мы год объясняли наши аргументы, прорабатывали со специалистами, приглашали на заседание нашей комиссии экспертов, журналистов, членов Общественной палаты. Люди сегодня нарочно передергивают факты и искажают то, что есть на самом деле. Причем шум поднимают одни и те же лица. Мнение этих лиц специально "разгоняет" в интернете известно кто - это в том числе зарубежные интернет-платформы. Вот и создается определенное впечатление...
Я не вижу никакого предмета для раскола в обществе. Ситуацию раздувает группа людей, которым в принципе все не нравится по разным причинам. Закон не касается людей, которые что-то пишут друг другу в соцсетях, речь вообще не о них. Это все коснется - если вообще коснется - небольшого числа физических лиц, не тысяч и не сотен, а гораздо меньше.
И речь не идет о цензуре как таковой. Никого не заставляют переписывать свои произведения или вымарывать из них какие-то вещи. Извольте называть себя тем, кто вы есть по существу. Повторюсь: то, что мы предлагаем, это во многом зеркало того, что за рубежом уже есть.
FARA светит в агента?
Термин "иностранный агент" изобрели в 30-е годы прошлого века на "родине демократии" - в США. Закон о регистрации иностранных агентов (Foreign Agents Registration Act или сокращенно - FARA) вступил в силу в Америке еще в 1938 году.
Изначально его целью была борьба с нацистской пропагандой на американской территории. Но с тех пор вся деятельность иностранных граждан в интересах правительств других стран в Штатах строго берется министерством юстиции США "на карандаш".
Термин "агент" в английском языке ассоциируется не только с рекламными, спортивными, страховыми агентами. Американцам, да и россиянам хорошо известно выражение "агент 007". То есть термин гораздо шире и включает в себя, в том числе, и политическую деятельность, которую физические и юридические лица ведут в США в интересах иностранных правительств.
Закон обязывает этих лиц и организации регистрироваться, дважды в год предоставлять финансовую отчетность и подробные данные о своей работе. При этом для властей США важно понимать не только источники финансирования, но и на какие цели деньги были потрачены.
Что до слова "иностранный", то это не характеристика самого агента, а правительства, на которое он работает. Поэтому иноагентами необязательно должны быть именно иностранцы. К примеру, если гражданин США работает на иностранное правительство, он также обязан зарегистрироваться в американском минюсте как иноагент.
За нарушение требований FARA предусмотрен штраф до десяти тысяч долларов США и/или тюремное заключение до пяти лет.
На сегодня в Соединенных Штатах в качестве "иностранных агентов" зарегистрированы около 1700 лиц и организаций. В 2017 году российский телеканал Russia Today (RT) заставили зарегистрироваться в этом статусе в США под предлогом получения финансирования от правительства России. Но многие другие государственные СМИ из союзных или дружественных Америке стран, такие как BBC, Deutsche Welle и France 24, не зарегистрированы в качестве иноагентов.
Из-за "двойных стандартов" применения FARA даже в самих США раздавалась критика в адрес властей о том, что их действия бьют по первой поправке к конституции страны, гарантирующей свободу слова.
Подготовил Александр Гасюк