03.12.2019 18:31
Власть

Власти Чечни предложили убрать блокпосты в регионах СКФО

Власти Чечни просят правительство России убрать контрольно-пропускные пункты силовиков в регионах СКФО
Текст:  Тимур Алиев Роман Кияшко Екатерина Ковалевская
Российская газета - Экономика Северного Кавказа: №272 (8030)
Глава Чечни Рамзан Кадыров обратился к председателю правительства РФ Дмитрию Медведеву с просьбой убрать блокпосты в регионах Северного Кавказа. По его мнению, те "давно изжили себя, создают неоправданные препятствия свободному передвижению законопослушных граждан, мешают перевозке грузов, отрицательно влияют на имидж Северного Кавказа".
/ Марина Лысцева/ТАСС
Читать на сайте RG.RU

Премьер-министр обещал поднять эту проблему на совещании по вопросам социально-экономического развития СКФО. Ранее Медведев отметил, что проблема существует и ее будут решать:

На Чукотке преступников будут ловить на собачьих упряжках

- Мы двигаемся в этом направлении, может быть, не так быстро, как хотелось бы жителям округа, но двигаемся, - заявил глава кабмина.

Как считают в регионах, блокпосты не только мешают нормальному грузообороту, но и бьют по инвестиционной и туристической привлекательности округа. Сейчас, помимо укрепленных постов ГИБДД, в СКФО функционируют несколько федеральных контрольно-пропускных пунктов, расположенных недалеко от административных границ в Ставропольском крае, Дагестане, Кабардино-Балкарии и Северной Осетии. Претензий к их работе немало. Например, пассажиров заставляют выходить из машин и стоять на холодном ветру в очереди в ожидании проверки, которая может затянуться надолго, так как силовики осматривают багажник и сверяют документы. Рейсовые автобусы досматривают иногда по полчаса. Проезжающие жалуются на вымогательство со стороны правоохранителей.

Так, в апреле нынешнего года следователи Пригородного района СУ СКР по Северной Осетии возбудили девять уголовных дел в отношении 23-летнего оперуполномоченного, работавшего на федеральном КПП "Чермен". Он подозревается в мошенничестве с использованием служебного положения. Как сообщили в ведомстве, шестого января подозреваемый потребовал от иностранца, а 22 января от жителя Ставропольского края шесть тысяч рублей, угрожая, что, если они не раскошелятся, он привлечет их к административной ответственности, хотя никаких оснований на то не было. После того как те передали оперуполномоченному деньги, их отпустили. Во время расследования этого эпизода выяснилось, что в конце декабря лейтенант таким же образом отнял почти 50 тысяч рублей у девяти жителей республик СКФО. После того как потерпевшие перечислили деньги на банковскую карту оперуполномоченного, они смогли миновать КПП.

Путин призвал МВД жестко противодействовать терроризму

- Блокпосты внутри нашей страны делают из республик чуть ли не гетто, - считает член Общественной палаты РФ Мансур Солтаев, который неоднократно писал об этой проблеме в своем аккаунте. - Пятого февраля этого года я проезжал КПП "Чермен" в Северной Осетии. У меня потребовали документы, и я предъявил удостоверение члена Общественной палаты России. В ту же секунду сотрудник поста потребовал, чтобы я отъехал на машине в сторону и стоял там до тех пор, пока он не изъявит желание подойти для дальнейшей проверки. Я обратил внимание на еще несколько машин с госномерами регионов 95, 05 и 06, находящиеся в аналогичной ситуации. Когда я вышел из автомобиля и попросил назвать причину остановки, сотрудник ДПС заявил мне, что моя машина якобы "находится в ориентировке". Представиться он отказался. Попытки доказать ему мое конституционное право на свободный проезд через административные границы внутри нашего государства успеха не имели.

На своей странице в соцсети Солтаев разместил коллективное обращение депутатов Госдумы по поводу целесообразности функционирования постов в адрес главы МВД РФ.

"На 170-километровом участке от Пятигорска до Магаса подряд расположено три усиленных поста. Границы между северокавказскими республиками охраняются как межгосударственные, - сказано в обращении. - На некоторых постах установлены рентген-комплексы для сканирования пассажирских автобусов и грузового автотранспорта, в итоге возникают огромные очереди, что вызывает недовольство всех, в том числе и туристов. Эти очереди являются коррупциогенным фактором".

В ответе на запрос депутатов, подписанном заместителем министра внутренних дел Игорем Зубовым, сказано, что сотрудники на федеральных КПП действуют строго в рамках полномочий, предоставленных им ФЗ "О полиции". Их главные функции - досмотр граждан, проверка транспорта и грузов с помощью технических средств и информационных баз. В 2017 году на блокпостах был задержан 2761 человек, находившийся в федеральном розыске, из незаконного оборота изъято 108 единиц огнестрельного оружия, 42 тысячи боеприпасов, 2,5 миллиона литров алкогольного суррогата. "Они вносят значительный вклад в профилактику терроризма и экстремизма, причем не только на территории СКФО, но и страны в целом", - считают в МВД.

Чем будет отличаться полиция будущего

В ведомстве также отметили, что разработан алгоритм проведения упрощенного досмотра туристического и экскурсионного транспорта. С 2016 года функционирует система автоматической проверки документов, что также помогает сократить время ожидания и прохождения досмотра. По мнению правоохранителей, оснований для отказа от этой системы, в том числе от проверок пассажиров туристических автобусов, нет.

А в ГУ МВД по Северному Кавказу, в свою очередь, отмечают, что ежедневно для сотрудников федеральных КПП проводятся инструктажи, им рассказывают о необходимости вежливого и культурного обращения с гражданами, о том, что нужно уважать традиции и обычаи местного населения, сохранять выдержку при возникновении конфликтных ситуаций.

Глава МВД по Северной Осетии Михаил Скоков считает, что контрольно-пропускной пункт "Чермен" на административной границе Северной Осетии и Ингушетии важен для стабилизации оперативной обстановки в регионах СКФО и что его, наоборот, следует сохранить и усилить:

- Пост должен находиться там, пока он актуален. Мы работаем с личным составом, чтобы он выполнял задачи качественно. Выстроена схема контроля, чтобы не допустить нарушений законности, - ранее заявил журналистам Скоков.

У правоохранителей есть еще один аргумент в пользу существования блокпостов. Так, федеральные КПП "Малка" и "Урух" в Кабардино-Балкарии они называют значимым инструментом декриминализации алкогольного рынка, который помогает перекрыть каналы поставок нелегальной спиртосодержащей продукции. Посты оснащены современными рентгеновскими установками для сканирования перевозимых грузов, что позволяет выявлять провоз алкоголя в так называемых тайниках.

- В 2018 году на федеральных и региональных КПП в округе установлено 708 фактов незаконной перевозки алкогольной продукции (1,67 миллиона литров). За год закрыто 35 подпольных цехов по производству контрафакта. Усиление контроля приводит к сокращению числа нелегальных производителей, - заявил на одном из брифингов начальник ГУ МВД России по СКФО Сергей Бачурин.

В Дагестане проблема блокпостов также знакома каждому, кто хоть раз выезжал за пределы региона. У многих возникает ощущение, будто пересекаешь госграницу - пассажиров выводят из транспорта, и они проходят в специальном помещении паспортный контроль.

Хорошо знают КПП и грузовые перевозчики. По приблизительным оценкам, в регионе около десяти тысяч дальнобойщиков. Представитель Ассоциации международных автомобильных перевозчиков в Махачкале Гамид Гадисов поясняет, что для водителей блокпосты - это прежде всего потраченное время и задержка в пути.

Полиция будет предостерегать от преступления

- На границе Ставропольского края и Калмыкии на постах есть рентгеновские установки для просвечивания транспорта. Контролю подлежат в том числе машины, опломбированные на границе России. В других федеральных округах я с таким не сталкивался, - рассказывает Гадисов.

Владелец микроавтобуса ставрополец Борис Шурупов, занимающийся пассажирскими перевозками в СКФО и ЮФО, считает ликвидацию блокпостов неоднозначной инициативой:

- С одной стороны, они сильно задерживают машины в пути. Мой микроавтобус останавливают на каждом из блокпостов. Обязательно проверяют документы у всех мужчин, осматривают транспорт. Как-то был случай - один из моих пассажиров оказался в розыске. Машину задержали на несколько часов, досматривали все вещи. Люди были недовольны. Мы, как перевозчики, также теряем время и срываем сроки. Нам же далее по пути следования нужно забрать новых пассажиров, и кто-то обязательно опаздывает на самолет или поезд. Но, с другой стороны, на этих блокпостах задерживают бандитов и террористов. Думаю, если обстановка в округе станет лучше, то и КПП исчезнут сами собой. .

Мнения

Павел Савин, индивидуальный предприниматель, водитель грузовика:

- Дело-то не только в том, что, если уберут посты, в регион смогут проникнуть боевики. Фуры из Грузии, Армении, Азербайджана и других стран едут в Россию через Северный Кавказ. Для законопослушных водителей блокпосты как таковые не представляют проблемы. Задерживают только тех, кто перевозит запечатанный груз, который нельзя досмотреть визуально. Тогда используют рентген-комплексы, на такую проверку уходит время.

Гораздо сложнее ситуация с сотрудниками Госавтоинспекции. К примеру, меня на автомобиле Volvo останавливают чуть ли не на каждом посту ДПС под предлогом проверки документов. На общение с полицией уходит уйма времени даже при условии, что с документами проблем никаких нет.

Халил Халилов, главный экономист Фонда "Реальная политика":

- Туризм сейчас является мощной отраслью. Он признан экономическим феноменом столетия за невероятно быстрые темпы роста. Во многих странах на туризм приходится значимая доля в ВВП, в этой отрасли создаются рабочие места. Но его невозможно развивать, если люди в камуфляже и с автоматами все время будут встречаться на пути гостей.

А для Дагестана еще и характерно наличие огромного количества транспорта: из нашей республики в центральные регионы страны везут большие объемы сельхозпродукции. Конечно, никто не подсчитывал, какие прямые и косвенные убытки несут сельхозпроизводители и перевозчики из-за многочасового простаивания транспорта на блокпостах и потери по этой причине потребительской привлекательности фруктов и овощей. Большегрузный транспорт контролируется системой "Платон", и его передвижение отслеживается через ГЛОНАСС. Полагаю, нет нужды лишний раз досматривать фуры на блокпостах.

Что касается безопасности, то она обеспечивается на достаточно высоком уровне. Думаю, решение о ликвидации блокпостов давно назрело.

Кстати

На федеральном посту "Урух" за первые три месяца 2019 года было пресечено 35 фактов незаконной перевозки алкоголя общим объемом 427 тысяч литров. А вот на посту "Малка" - всего семь, при этом из незаконного оборота изъяли чуть более 11,5 тысячи литров контрафакта. Разница существенная. Дело в том, что с этим постом также связана громкая история - несколько месяцев назад 15 сотрудникам МВД Кабардино-Балкарии были предъявлены обвинения в организации и участии в преступном сообществе, а также во взяточничестве в особо крупном размере.

- Они систематически получали взятки за беспрепятственный проезд транспортных средств, перевозящих этиловый спирт и спиртосодержащую продукцию, по федеральной трассе Р-217 "Кавказ", а также через КПП "Малка", - сообщила официальный представитель МВД России Ирина Волк.

- В числе подозреваемых оказались действующие и бывшие сотрудники УГИБДД МВД по Кабардино-Балкарской Республике и ряда отделов полиции, - подтвердила официальный представитель СКР Светлана Петренко. - Руководил сообществом, как полагает следствие, заместитель начальника управления ГИБДД региона. По предварительным данным, вознаграждение за оказание таких услуг составило не менее 42 миллионов рублей.

Правоохранительная система Регионы Чеченская Республика Ставропольский край Дагестан Северная Осетия Кабардино-Балкария Кубань. Северный Кавказ Юг России