04.12.2019 18:36
Культура

Владимир Федосеев сыграл в Вене несостоявшийся концерт Чайковского

Владимир Федосеев сыграл в Вене концерт, от которого композитор отказался 127 лет назад
Текст:  Ирина Муравьева (Вена - Москва)
Российская газета - Федеральный выпуск: №275 (8033)
Владимир Федосеев и Большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского привезли в австрийскую столицу программу "Чайковский. Возвращение в Вену" - реконструкцию несостоявшегося здесь в 1892 году концерта, где Чайковский должен был дирижировать собственными сочинениями. Это оммаж Чайковскому, которому в следующем году мир будет отмечать 180 лет со дня рождения. БСО имени Чайковского вступит в год собственного юбилея - 90-летия. Главной частью его афиш станут программы музыки Чайковского в разных залах мира, в том числе концерты-реконструкции. Именно такой концерт и прошел в венском Концертхаусе в рамках международного проекта Tchaikovsky World Tour/Чайковский Мировое Турне.
/ Пресс-служба БСО им.Чайковского
Читать на сайте RG.RU

Оригинальность идеи Чайковского-турне в том, что концерты будут проходить в городах, где выступал композитор, и звучать будут те сочинения, которые он тогда исполнял. Известно, что в последние годы своей жизни Чайковский активно гастролировал по городам Европы и Америки, дирижируя собственной музыкой. Эти концерты он воспринимал как важную миссию в продвижении русской музыки в мире. И, по сути, те исторические для русской культуры концерты стали (за двадцать с лишним лет до появления Дягилевских сезонов) первыми Русскими сезонами в мире.

Проект стартовал год назад в Москве, в день 125-летия смерти Чайковского. В Большом зале консерватории прозвучала реконструкция последнего концерта Чайковского, которым он дирижировал за девять дней до своей смерти в зале Дворянского собрания в Петербурге (16 октября 1893 года). Композитор представил тогда мировую премьеру своей Шестой "Патетической" симфонии. Часть программы из того концерта - Два танца из моцартовского "Идоменея" в редакции Чайковского - вошла в афишу концерта в венском Концертхаусе.

Между тем на несостоявшемся весной 1892 года концерте Чайковского в Вене, в Grosse Musikhalle должна была звучать только его собственная музыка: Первый фортепианный концерт си-бемоль минор, Третья оркестровая сюита и Сюита из балета "Щелкунчик". В тот момент в венском Пратере проходила крупная Международная музыкально-театральная выставка, призванная закрепить статус Вены как "музыкальной столицы" мира. Открывал выставку сам император Франц Иосиф, а среди композиторов и музыкантов, получивших приглашение в Вену, был Чайковский. Парадоксальный факт, но музыкальная Вена при жизни Чайковского не воспринимала его творчество: знаменитый филармонический оркестр отказался играть его Третью симфонию ("слишком русская"), а венскую премьеру Скрипичного концерта раскритиковали в оскорбительных для Чайковского выражениях. Великие оперные премьеры состоялись в Вене под руководством Густава Малера уже после смерти композитора. Между тем Чайковский приехал в Вену на выставку и начал репетировать. Однако концерт не состоялся: Чайковского возмутили столики в зале, предполагавшие трапезу публики во время исполнения его музыки. Он уехал, так никогда и не выступив в Вене.

Звезда британской сцены Оливер Зеффман выступил на фестивале "Евразия"

"Возможно, это было ошибкой Чайковского, что он оставил Вену, он, вероятно, потом думал об этом, мучился. Он понимал, что Вена для любого музыканта - это великая держава музыки, столица культуры, стоявшая во все времена на самом высоком уровне. Здесь исполнялись его сочинения, но в том, как сложились у него отношения с Веной, была для него доля драмы, - заметил Владимир Федосеев на презентации концерта в российском посольстве в Вене. - Спустя больше ста лет мы привезли в Вену программу, которую он здесь так не сыграл. Правда, небольшие изменения внесли, добавив Танцы из "Идоменея" и арии Моцарта. Это наше приношение Вене и Моцарту, любимому композитору Чайковского".

Уральский филармонический оркестр с успехом завершил европейское турне

К слову, сам Владимир Федосеев, восемь лет возглавлявший Венский симфонический оркестр, именно в Австрии получил профессиональное признание, и до сих пор каждое его выступление здесь проходит с аншлагами. Не исключением стал и его нынешний "исторический" концерт с БСО в Концертхаусе - одном из самых крупных музыкальных залов Европы, знаменитых своей чисто венской красотой декора ар-нуво и уникальной акустикой. В зале почти на 2000 мест оркестр звучал прозрачно и дифференцированно, слышен был каждый инструмент, независимо от плотности оркестровой фактуры. Красивые соло, мягкое, богатое звучание струнных, ясные духовые, тонкие динамические и темповые решения - твердый арсенал БСО, в очередной раз продемонстрировавший уровень и качество его оркестровой культуры.

Парадоксально, но музыкальная Вена при жизни Чайковского не воспринимала его творчество

Стоит напомнить, что два года назад Федосеев с БСО произвели уже в Вене фурор европейской премьерой неизвестной, воссозданной по сохранившимся фрагментам оперы Чайковского "Ундина", партитуру которой композитор уничтожил.

В этот раз венской премьерой от Федосеева было исполнение Первого фортепианного концерта Чайковского в авторской редакции, практически неизвестной публике, поскольку уже более ста лет знаменитый концерт во всем мире исполняется в версии Александра Зилоти. В Вене прозвучала вторая авторская редакция концерта (1879 года): именно ее Чайковский планировал когда-то исполнить здесь. Факт, но сегодня выбор редакции концерта для исполнителей - самая актуальная проблема, появившаяся после выхода томов Академического полного собрания сочинений П.И. Чайковского, открывших музыкантам подлинные тексты Чайковского. Пока их играют единицы: Михаил Плетнев, Андрей Коробейников, Кирилл Герштейн. В Вене авторскую редакцию си-бемольного концерта впервые исполнил молодой пианист Дмитрий Шишкин, лауреат XVI Конкурса Чайковского. И хотя в его игре еще ощущался блестящий зилотиевский напор, плотный звук, крупные рельефы, виртуозная яркость, а траурные арпеджато, заменившие бодрые каскады аккордов, не слишком влияли на общий концепт, путь к сокровенному Чайковскому ему уже открыт, и в перспективе, возможно, он сыграет все три существующие редакции концерта.

Покорила венскую публику своей яркой харизмой и молодая российская певица, меццо-сопрано Василиса Бержанская, лауреат Международного конкурса Елены Образцовой и др. В ее моцартовском репертуаре - в неистовой мрачной арии мести Электры O smania, o furie… из "Идоменея" и в порывистой, лихорадочной арии влюбленного Керубино Non so piu cosa son ("Я не знаю, что со мной") из оперы "Свадьба Фигаро" - ощущалась техническая искусность, необходимая для тончайшей градации моцартовского звука, красота и объемность голоса, мощный темперамент, артистический магнетизм.

Сюрпризом для венцев стала также премьера Двух танцев из моцартовской оперы "Идоменей" (Annonce и Gavotte), составленных Чайковским. У Федосеева, единственного дирижера в мире, исполняющего эту партитуру, моцартовские Танцы звучат с удивительной для крупного состава оркестра грацией, с мягкой динамикой, на сфумато, словно драгоценная музыкальная ткань, просвечивающая сквозь века. По словам, Ады Айнбиндер, возглавляющей рукописные фонды музея Чайковского в Клину и Полное собрание сочинений Чайковского, существует только один нотный экземпляр "Танцев", сохранившихся в Клину в виде дирижерской партитуры.

Зальцбургский фестиваль представил в Москве программу к столетнему юбилею

- Это редакция появилась, потому что Чайковский на одном из своих концертов в качестве дирижера решил исполнить "Танцы" из оперы "Идоменей". Накануне он получил самый драгоценный в своей жизни подарок - первое в Европе полное Собрание сочинений Моцарта. Чайковский сделал небольшую мини-сюиту из двух фрагментов, добавил свои штрихи, убрал повторы. Эта редакция никогда не издавалась, и Владимиру Федосееву музей предоставил копию. Кстати, много лет назад, когда музей в Клину впервые посетил Риккардо Мути и ему показали эти ноты, он воскликнул: "Боже мой, Чайковский романтик!"

Сам Федосеев всегда подчеркивает, что Чайковского играть очень трудно, потому в его музыке легко впасть в сентиментальность. Но Чайковский, по его словам, стремился писать также естественно и искренне как Моцарт, его кумир. Именно поэтому Федосеев решил показать "дуэт" Чайковского и Моцарта в Вене. Для всего музыкального мира Федосеев сегодня является одним из главных проводников подлинного Чайковского. Именно поэтому вместе с БСО он стал "лицом" проекта Tchaikovsky World Tour. И это так очевидно, что именно из России "подлинный" Чайковский должен вернуться в музыкальный мир и нет ничего правильнее, чем играть сегодня музыку Чайковского по написанным композитором нотам.

Кстати

6 декабря программа "Чайковский. Возвращение в Вену" будет исполнена в Большом зале консерватории.

В 2020 году Владимир Федосеев с БСО имени П.И. Чайковского выступят в Праге. В перспективе - европейские города, Кембридж, где Чайковский за несколько месяцев до смерти получил звание почетного доктора, нью-йоркский Карнеги холл, на открытии которого выступал Чайковский.

Справка "РГ"

В работе над реконструкцией концертов Чайковского и в проекте Tchaikovsky World Tour участвует Дом-музей П.И. Чайковского в Клину и глава его рукописного фонда Ада Айнбиндер. В Венском Концертхаусе при поддержке британской компании "Cultural Solidaruty Media" была представлена выставка по материалам из фондов Дома-музея Чайковского и архивов БСО. Подразумевается, что все концерты проекта Tchaikovsky World Tour будут сопровождаться просветительскими выставками.

Концерт в Вене прошел при поддержке Фонда Образцовой, Фонда Президентских грантов, австрийских и британских партнеров.

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"

Классика