Крупные штрафы для крупного бизнеса
К малому бизнесу российское законодательство относит компании с годовым доходом до 800 миллионов рублей и со среднесписочной численностью сотрудников до ста человек. Максимальные пороговые значения для среднего бизнеса - доход до двух миллиардов рублей в год и штат до 250 человек.
Однако в сфере сельского хозяйства работает немало предприятий, которые при небольшом доходе нуждаются в нескольких сотнях работников. Они не только лишены преференций, но и менее защищены от последствий различных проверочных мероприятий в сравнении с субъектами МСП.
Вот конкретный пример. Доход одного из крупнейших сельскохозяйственных предприятий Псковской области, специализирующегося на растениеводстве и животноводстве, не превышает двух миллиардов рублей. При этом в компании работает около 750 человек, что лишает ее статуса субъекта среднего бизнеса.
В текущем году налоговая инспекция оштрафовала работодателя за выплату зарплаты иностранным работникам в наличной валюте РФ. Если бы аграрий был субъектом МСП, за незначительное нарушение валютного законодательства он мог получить предупреждение. Но для крупного бизнеса предусмотрен только штраф, который оказался существенным - порядка двух миллионов рублей.
- Всего же проверять работу псковских сельскохозяйственных предприятий могут 56 ведомств, - отмечает автор законопроекта, председатель комитета по экономической политике, АПК, экологии и природопользованию Псковского областного собрания депутатов Андрей Козлов. - Каждое из них вправе проводить плановую проверку раз в три года - то есть в течение одного года контролеры могут приходить к аграриям в среднем 18 раз. Всегда найдется какое-то нарушение, пусть даже мелкое. И когда встает вопрос о наказании, статус субъекта МСП служит хорошим щитом. Если этого статуса нет, а доходы компании невелики, штрафные санкции могут даже разорить отдельные предприятия.
Кредит пришелся кстати
Что касается льгот, субъектам МСП, независимо от отрасли, доступны государственные гарантии и поручительства, кредиты по ставке не более 8,5 процента в год, квоты на участие в госзакупках, различные региональные и муниципальные льготы. Аграрии, помимо прочего, вправе претендовать на льготные сельскохозяйственные кредиты со ставкой до пяти процентов годовых.
Строго говоря, эти займы выдаются и крупному бизнесу. Но банки - участники системы льготного кредитования АПК - закладывают определенные финансовые лимиты для субъектов МСП. Поэтому у них меньше шансов получить отказ, чем у крупных компаний.
- Как среднее сельскохозяйственное предприятие мы два года подряд получаем кредиты по четырехпроцентной ставке на закупку кормов и медикаментов - в пределах 50 миллионов рублей, - поясняет директор калининградского зверохозяйства Владимир Рябичка. - Эта преференция нас выручает, когда не удается оперативно реализовать продукцию. В частности, очень серьезные сложности со сбытом возникли в текущем году, когда плательщикам единого сельскохозяйственного налога с доходами более ста миллионов рублей, в том числе нашей агрофирме, пришлось платить НДС. Клиенты - индивидуальные предприниматели, которые сами не являются плательщиками НДС, от нас отвернулись. А закупки кормов и медикаментов откладывать нельзя, и работают поставщики только по предоплате. Если бы кредит пришлось брать на общих основаниях, мы бы просто не потянули его обслуживание и агрофирма не смогла бы функционировать.
Российские законодатели уже установили более гибкие критерии отнесения малодоходных предприятий легкой промышленности к субъектам МСП. В 2017 году предельное значение среднесписочной численности работников для швейных и ткацких фабрик увеличилось с 250 до 1000 человек.
Доярку приравняют к ткачихе
Поправки распространяются на компании, доходы которых не превышают двух миллиардов рублей и как минимум на 70 процентов формируются за счет деятельности, имеющей отношение к легпрому. Псковские депутаты предлагают причислять аграриев к субъектам МСП по такому же принципу. Тем более что норма о 70 процентах доходов, сформированных за счет реализации аграрной продукции, лежит в основе федерального закона о развитии сельского хозяйства.
- Когда рассматривались поправки, касающиеся легкой промышленности, принималась во внимание высокая доля ручного труда в подобных компаниях, - поясняет Андрей Козлов. - Аграрные производства также отличаются высокой трудоемкостью. В отдельных отраслях, к примеру в молочном животноводстве, наличие большого штата сотрудников - скотников, доярок и так далее - предусмотрено технологическим укладом. Существуют, конечно, проблемы с низкой технологичностью производств и низкой производительностью труда. Но в любом случае сельскохозяйственные предприятия, трудоустроившие более 250 человек и зарабатывающие менее двух миллиардов рублей, нуждаются в поддержке. Причем преференции в перспективе могут привести к модернизации аграрных предприятий. Но вопрос лежит не только в плоскости экономики, но и в плоскости социального развития сельских территорий. В Псковской области доля сельского населения значительна - 32 процента. Сейчас мы отправили в налоговую службу запрос о точном числе псковских предприятий, которые получат статус субъектов МСП в случае принятия поправок. Судя по обращениям, которые поступают к муниципальным и региональным депутатам, речь идет не об одной компании, и даже не об одном десятке.
Закон в тренде
ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ" был принят в 2007 году. По словам замруководителя департамента менеджмента Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге, кандидата экономических наук Александра Кайсарова, документ соответствовал и продолжает соответствовать общемировым стандартам. Однако отдельные правки, соотносящиеся с экономическими процессами, которые происходят в стране, ему необходимы.
- Главное, чтобы инициативы о расширении критериев субъектов МСП были четко аргументированы, - подчеркивает Александр Кайсаров. - В случае с сельским хозяйством аргументы сомнений не вызывают. Это и трудоемкость производственных процессов, и тот факт, что федеральные власти называют развитие села одной из ключевых социально-экономических задач, стоящих перед страной. Однако в перспективе важно не забывать, что любые преференции не будут работать эффективно без соблюдения принципа неизменности правил игры. Нельзя допустить, чтобы критерии менялись не ради достижения приоритетных задач, а ради лоббирования интересов отдельных групп бизнеса.