15.01.2020 10:25
Происшествия

Почему происходят ЧП на транспорте

Текст:  Мария Голубкова (Санкт-Петербург)
15 января - День образования Следственного комитета РФ. Законодательство РФ трактует использование транспортных средств как источник повышенной опасности. Однако очень часто мы сами относимся к нему беспечно: "да ладно", "как-нибудь", "ничего не случится". Этим грешат и должностные лица, и пассажиры, и даже прохожие. О самых серьезных случаях в СЗФО корреспонденту "РГ" рассказал и. о. руководителя Северо-Западного следственного управления на транспорте СК РФ Павел Выменец.
/ Сергей Николаев/РГ
Читать на сайте RG.RU

Павел Сергеевич, сначала о самом громком деле в нашем регионе. Как продвигается расследование по факту хищений при строительстве морского терминала под Калининградом?

Павел Выменец: Находится в самой активной стадии. Проект порта в Пионерском был инициирован в 2017 году. Общая сумма инвестиций - свыше 7,3 миллиарда рублей. Срок окончания контракта был обозначен 31 октября 2019 года.

Около 3,6 миллиарда рублей были переведены на его счета в качестве аванса, однако к настоящему моменту акты выполненных работ есть только на два миллиарда. При этом объект готов не более чем на четверть, а куда ушли 1,6 миллиарда рублей, в организации разумно объяснить не могут. По данным Росфинмониторинга, они буквально просочились сквозь сито. Генподрядчик распределил их на счета четырех аффилированных организаций, далее - на иные организации, потом обращенные в свою пользу средства поступали на счета более 150 физических лиц. Причем в Самаре - учредители зарегистрированы там.

Карельской семье грозит наказание за прогулки с коляской по тонкому льду

Могу добавить, что с самого начала участники этой схемы были готовы к тому, что к ним придут. В здании, где находился их офис, было оборудовано помещение со входом из другого подъезда, там располагались серверная и склад документов, чтобы найти их мог только знающий человек. У одного из фигурантов этого дела в бане мы нашли документы, связанные с исполнением госконтракта и приготовленные к сожжению. Может быть, через час улики уже были бы уничтожены. То есть люди, которые решились похитить деньги у государства - весьма дерзкие. Просто они не ожидали, что мы начнем работать, не дожидаясь истечения срока контракта.

А когда вы обратили на них внимание?

Павел Выменец: Материалы проверки официально зарегистрированы в сентябре 2019 года - было понятно, что к 31 октября порт построен не будет. И к моменту нашего приезда "в гости" организация уже готовила банкротство, которое стало бы венцом всей комбинации. Кстати, историю компании-подрядчика мы еще изучаем. Есть оперативная информация, что они причастны к неким аферам на Дальнем Востоке.

Еще одно ваше дело - ЧП с пассажирским теплоходом "Сапфир", который в августе сел на мель в акватории Белого моря. После трагедии с "Булгарией" такие случаи привлекают особое внимание…

Павел Выменец: Если брать само водное происшествие, то все достаточно просто: капитан неправильно оценил погоду и течения. Судно получило серьезные повреждения - достаточно сказать, что ущерб оценивается 1,36 миллиона рублей. Но в ходе расследования обнаружилось, что капитанское свидетельство на право оказания услуг по перевозке пассажиров является фальшивым. А если мы вспомним "Булгарию", то основная причина трагедии как раз в том, что экипаж не был готов к экстренным действиям и не смог грамотно организовать эвакуацию.

Документ нашему капитану выдал в Петербурге частный центр дополнительного профессионального образования "Нептун". Процесс был поставлен на поток: присылаешь документы - получаешь плавсвидетельство.

Таких фактов выявлено более двадцати. Дело, которое расследовал Мурманский следственный отдел, сейчас направлено в суд. Кроме того, лицензия центра приостановлена и все ранее выданные свидетельства аннулированы, поэтому клиентам "Нептуна" необходимо получать их заново.

В Мурманской области крушение вертолета также связано с недостаточной квалификаций пилота?

Два центра для переработки овощей построят в Петербурге и Ленобласти

Павел Выменец: Несмотря на то что там тоже оказывались услуги по пассажирским перевозкам, ситуация совсем другая: неистребимый русский авось. Пилот самовольно отклонился от маршрута, потому что решил завезти по дороге какую-то передачку. Сам выбрал место приземления, но не оценил состояние выбранной им посадочной площадки, что привело к образованию снежного вихря и исключило возможность визуального наблюдения за обстановкой вокруг. Проще говоря, пилот сам создал снежный вихрь и в дальнейшем управлял вертолетом, ориентировавшись только на приборы. Как следствие, не увидел деревьев и врезался в них.

Любой разумный человек после этого подал бы сигнал SOS и ждал эвакуации. Потому что самое незначительное повреждение в воздухе может оказаться смертельно опасным. А о тяжести повреждений в этом случае тоже можно судить по сумме ущерба: восемь миллионов рублей.

Но этот бесстрашный человек продолжил полет - при том что у него было разбито остекление кабины и повреждена одна из винтовых лопастей. А в конечной точке маршрута - Каневке, несмотря на наличие повреждений, отправился в новый полет.

Приговор по этому делу уже вынесен, виновному назначено наказание в виде штрафа в размере 250 тысяч рублей. Кроме того, ему придется возместить нанесенный ущерб, в уплату пойдет квартира стоимостью 10 миллионов рублей. В случае с калининградским портом, кстати, будет то же самое - иск о возмещении ущерба. СК вообще уделяет этому большое внимание: потерпевшие не должны оставаться с нерешенными проблемами один на один, даже если виновный понес наказание.

В ведение вашего управления поступают в том числе случаи, когда требуется защита прав граждан. Одно из самых длительных дел, как нам кажется, невыплата заработной платы в Мурманском морском пароходстве.

Павел Выменец: Уголовная ответственность наступает в случае, если заработная плата не выплачивается свыше двух месяцев. В пароходстве такой кризис возник весной 2018 года, по данному факту в отношении генерального директора было возбуждено уголовное дело, которое направлено в суд. В дальнейшем, весной 2019 года, ситуация с невыплатой заработной платы повторилась. Сумма задолженности составляла 50 миллионов рублей, она была погашена, но расследование уголовного дела продолжается до сих пор, потому что возникла новая задолженность - на 140 миллионов (из них 116 погашено).

Регионы СЗФО просят пересмотреть механизмы распределения дотаций

Также установлено, что собственник пароходства (ему по факту принадлежит 98 процентов акций) регулярно выводил деньги из предприятия, чем и привел к такой ситуации. Зато он отстроил себе дом стоимостью около пяти миллионов евро и приобрел коллекцию картин, в том числе полотна Рериха и Айвазовского. У хозяина 513 человек не получают зарплату, а он живописью любуется. Картины мы изъяли, а самого поместили в Мурманске под домашний арест. Выплаты начались сразу.

К настоящему моменту генеральному директору ММП предъявлено обвинение по статье 145.1 УК РФ "Невыплата заработной платы", а собственнику - по двум эпизодам статьи 201 УК РФ "Злоупотребление полномочиями".

Какие проблемы вы выделяете на железнодорожном транспорте?

Павел Выменец: Самая острая - травматизм. Разумеется, наибольше число происшествий - там, где больше всего людей. Однако во многих случаях исправить ситуацию возможно самыми простыми путями и небольшими затратами. Так, в Петербурге на перегоне Лахта - Ольгино в 2017 году в течение года в одном и том же месте произошло семь несчастных случаев - там проходила "народная тропа". В конце концов по данным фактам было возбуждено уголовное дело, результат - оборудованный пешеходный переход и сигнальные огни. И в 2018 году здесь не произошло ни одного ЧП, а в 2019-м - одно. Стоимость этого результата - всего 100 тысяч рублей.

В прошлом году на базе нашего СУ была создана постоянно действующая рабочая группа по профилактике железнодорожного травматизма, в нее включены представители всех железных дорог зоны нашей ответственности - Октябрьской, Северной и Калининградской. И если раньше из года в год количество железнодорожных травмирований в нашей зоне ответственности росло: в 2016 году - 198, в 2017 - уже 258, в 2018 - 270, то по итогам 10 месяцев 2019 года - спад на 20 процентов.

При этом нужно понимать, что на ситуацию влияет даже процесс урбанизации. Деревня рядом с Петербургом, к примеру, сейчас превратилась в 100-тысячный микрорайон. Поэтому железнодорожные переходы, построенные здесь 20 лет назад, не справляются с нагрузкой. Это тоже надо учитывать и своевременно корректировать. С начала 2019 года мы ведем карту травмирований, а по результатам года обобщим данные и руководителям субъектов РФ в зоне нашей ответственности - это 17 регионов - выдадим рекомендации: какие меры нужно предпринять, чтобы обезопасить граждан.

Охрана порядка Несчастные случаи Калининградская область Ленинградская область Санкт-Петербург Мурманская область Северо-Запад