Как сообщил "РГ" заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Василий Осьмаков, уровень инвестиционной активности в них превышает 20-30 процентов, что соответствует среднеевропейским значениям.
В минпромторге отмечают: благодаря госпрограмме "Фарма" в России запущено свое производство инсулинов полного цикла, препаратов для терапии гепатита С, лечения редких (орфанных) заболеваний. К выходу на рынок готовят препарат для профилактики клещевого энцефалита. Российские компании входят в число лидеров по поставке вакцин от желтой лихорадки.
По данным министерства, успешно развиваются технологии и в отдельных сегментах с высоким экспортным потенциалом. В их числе оборудование для возобновляемых источников энергии, аддитивные технологии и нишевые продукты, например, системы ночного видения для сельхозтехники.
- Активно разрабатываются отечественные технологии в области "умной" химии, - добавляет Василий Осьмаков.
- В этом году, в частности, начнется создание крупного технологического центра "Долина Менделеева", - продолжает Василий Осьмаков. - Его работа будет сфокусирована на инновационных отечественных разработках в сферах малотоннажной, органической, "зеленой" химии. Кроме того, в стране начали создаваться крупные промышленные дизайн-бюро. Так, на базе НИТУ "МИСиС" открыт национальный центр промышленного дизайна и инноваций "2050.ЛАБ", задача которого - создавать уникальные инновационные продукты для разных отраслей промышленности, включая транспортное машиностроение.
Двигатели прогресса
Важную роль в продвижении новых технологий играет созданная в России инфраструктура господдержки инноваций. Председатель фонда "Сколково" Аркадий Дворкович на посвященной технологическим инновациям лекции в ДВФУ отметил, что историй успеха в этой сфере становится больше. Так, среди резидентов фонда есть компании, зарабатывающие десятки миллионов долларов на международных рынках в сфере компьютерной безопасности. Успешны фармацевтические предприятия и компании, разрабатывающие роботизированные системы - например, карьерные самосвалы без водителей, которые уже работают на карьерах компании СУЭК на Кузбассе. Промышленные потребители - такие, как ЧТПЗ и АЭМЗ, - вкладывают деньги в цифровые технологии, предложенные резидентами "Сколково".
- Большая часть компаний пришла в "Сколково" пять лет назад, на ранней стадии. Естественно, что результаты их работы мы видим в последние 2-3 года, - рассказал о динамике инвестиций в инновации Аркадий Дворкович. - Думаю, в ближайшие 3-4 года результатов будет в разы больше. К этому времени наберется критическая масса выходящих на прибыль компаний, которые стали нашими резидентами в 2016-2017 годах.
Новы высокотехнологичные компании, нашедшие "золотую жилу", начинают быстро расти и создавать рабочие места. Их называют "газелями", и они считаются основной движущей силой обновления экономики в развитых странах.
"Российская венчурная компания" (РВК) в начале 2020 года в восьмой раз опубликовала итоги национального рейтинга "ТехУспех", в который входят российские "газели". Чтобы поучаствовать в рейтинге, компания должна поддерживать среднегодовой темп роста выручки не менее 10-20 процентов в течение последних пяти лет, а объем выручки за прошлый год должен составлять не менее 100 миллионов рублей (верхняя граница - 30 миллиардов). 110 "газелей", вошедших в рейтинг РВК, заработали за год 220 миллиардов рублей. Самая быстрорастущая из них занимается разработкой технологий "умного дома", и рост ее выручки составил 300 процентов за четыре года. Как отмечают в РВК, анализ компаний-участниц традиционно позволяет выделить главные тенденции высокотехнологичного бизнеса: активный рост показали компании сферы информационных технологий (29 процентов "газелей"), промышленного оборудования и машиностроения (23 процента).
Информационные технологии - главная надежда цифровой экономики и, как следствие, одно из основных направлений венчурного финансирования. В общем объеме инвестиций всех фондов с участием капитала "Российской венчурной компании" с 2007 по 2019 год на их долю приходится 29 процентов всех средств (на втором месте - медицина с 25 процентами).
Оцифровать будущее
Доля конечного продукта российских отраслей, от которых зависит цифровизация экономики (телеком, разработка программного обеспечения, информационные технологии), в общем объеме инновационной продукции относительно невелика. Если судить по данным Росстата, ежегодно это сотни миллиардов в пересчете на рубли. В то время как объем всех инновационных товаров, работ и услуг в России в 2018 году превысил 4,5 триллиона рублей, и 3,7 из них - это продукция промышленного сектора. Но могла ли она стать инновационной без цифровых преобразований на производстве?
Наиболее востребованным направлением на рынке цифровых технологий, по мнению руководителя группы Интернета вещей (IoT) компании Softline Валерия Милых, сегодня являются программно-аппаратные решения, предназначенные для взаимодействия между собой и с сотрудниками, способные обучаться и оптимизировать операции без участия человека - автономные роботы. Во-вторых, это анализ больших данных на основе объединения информационного пространства всех информационных систем предприятия и привлечения внешних информационных ресурсов. В-третьих, это симуляция или моделирование технологических процессов и продуктов, начиная с этапа инженерных разработок, для создания "цифровых двойников" реального производства.
Эксперт констатирует, что объем инвестиций в цифровизацию сегодня заметно вырос. На программу "Цифровая экономика" в 2019-2021 годах выделялось более 400 миллиардов рублей. Но реальное освоение средств сегодня идет неравномерно и порой неэффективно. В 2019 году исполнение бюджета составило менее 20 процентов, что привело к сокращению расходов всей программы до уровня 1,6 триллиона рублей до 2024 года.
- Цифровизация в России еще в начале пути, - считает Валерий Милых. - Многое уже сделано, развиваются услуги, в частности, работает портал госуслуг, запущена электронная служба электронных жалоб на качество дорог и так далее. При этом аналогов "госуслуг" за рубежом много, и работают они весьма качественно. По общим оценкам, Россия пока не входит в число стран, опережающих остальные в цифровизации, - впереди Дания, Америка, Сингапур. Но программа развития цифровой экономики, инициированная правительством, дает основания для уверенности, что в ближайшие годы страна войдет в пятерку лидеров.
Василий Осьмаков, заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации:
- Среди программ стимулирования инноваций Минпромторга России можно выделить механизм субсидирования НИОКР, с помощью которого были поддержаны 314 проектов в 10 отраслях промышленности на общую сумму более 23,5 миллиарда рублей. Общий объем продукции, произведенной с использованием результатов НИОКР, составит около 808 миллиардов рублей. Фактический объем инновационной продукции, произведенной предприятиями промышленности, составил в 2018 году около 3,7 триллиона рублей. Рост сдерживается низкотехнологичными секторами. Увеличению доли продукции высоких переделов будет способствовать, в частности, реализация нацпроекта "Международная кооперация и экспорт". По данным Росстата, общий объем затрат на технологические инновации в промышленности составил в прошлом году около 890 миллиардов рублей. Итоги 2019 года подводить пока рано, но мы ожидаем рост примерно до триллиона рублей.
Аркадий Дворкович, председатель фонда "Сколково":
- Первый тренд инноваций в госуправлении - это дистанционные технологии оказания услуг, дающих максимальный результат с точки зрения экономии времени. Он реализуется уже в течение нескольких лет, но многое сделать еще предстоит. Второй тренд - использование технологии анализа больших данных для принятия управленческих решений, в том числе с применением элементов искусственного интеллекта. Речь идет прежде всего о безопасности, за которую отвечает государство - работе полиции, специальных служб, МЧС; об управлении транспортом; о других публичных услугах. Этот тренд активно развивается в крупных городах, а Москва точно входит в тройку мировых лидеров по уровню их внедрения. Третий тренд - любимый некоторыми руководителями "эджайл": гибкое управление, основанное на реализации проектов по приоритетным направлениям, выбираемым на основе анализа. Это работа проектных команд, а не косных и долго существующих функциональных структур. Мы пока учимся этому, но в мире этот метод уже активно реализуется.