20.02.2020 22:15
Культура

Концертный зал "Зарядье" посвятит фестиваль Бетховену и Чайковскому

"Зарядье" посвятит фестиваль Бетховену и Чайковскому
Текст:  Ирина Муравьева
Российская газета - Федеральный выпуск: №40 (8094)
Это первый фестиваль, который представляет публике продюсерская команда Концертного зала "Зарядья". Его стартовой идеей стали юбилейные даты, которые музыкальный мир отмечает в этом году Людвигу ван Бетховену (250 лет) и Петру Ильичу Чайковскому (180 лет). В большом концертном цикле под титулом "Бетховен и Чайковский" прозвучит восемь программ, представляющих двух классиков в захватывающем творческом "дуэте" в разных жанровых ракурсах: симфонической, камерной, вокальной, инструментальной, театральной музыки. В таком масштабном сопоставлении творчество композиторов предстанет впервые.
/ Алексей Филиппов/ ТАСС
Читать на сайте RG.RU
Бражник: В четыре года не видел ни одного дирижера, но знал, чего хочу

Уже на "Открытии" (22 февраля) прозвучит неординарная программа: два сочинения Бетховена и Чайковского, вдохновленные одой Фридриха Шиллера "К радости", и оба написаны для идентичного состава солистов, хора и оркестра. Но, если Бетховен текстом оды, воспевающей братство человечества и его победное движение от хаоса к Радости, завершил свою последнюю Девятую симфонию, оставив свое духовное завещание с актуальным во все времена призывом "Обнимитесь, миллионы", то Чайковский с этих же слов начал, по сути, свою профессиональную карьеру, написав на шиллеровский текст дипломную работу в Петербургской консерватории (в 1865 году) - кантату "К радости" (на русском языке).

Чайковский к тому времени уже прекрасно знал Девятую симфонию Бетховена: он играл ее в четыре руки с Г.А.Ларошем, пел басовую партию в хоре Русского музыкального общества, когда симфония исполнялась в концертах. Девятая была единственной из бетховенских симфоний, которой он впоследствии дирижировал. Но при жизни Чайковского эти две партитуры никогда не звучали вместе: композитор считал, что соперничать с Бетховеном неловко и отказывался даже издавать свой дипломный опус. Исполнялась Кантата после смерти Чайковского очень редко, но в 2012 году впервые на сцене она была сыграна вместе с Девятой симфонией Бетховена (в Германии, дирижер Томас Зандерлинг).

Современная британская музыка прозвучит в "Зарядье"

Теперь обе партитуры впервые прозвучат вместе в России в исполнении Большого симфонического оркестра им. П.И.Чайковского и Пражского филармонического хора (главный хормейстер Лукаш Василек) под руководством Владимира Федосеева (в авторской редакции партитуры, изданной в 2016 году в Академическом полном собрании сочинений Чайковского).

Еще одно сочинение Чайковского в авторской редакции прозвучит в программе концерта "Подлинный Бетховен. Подлинный Чайковский"  (31 марта): Первая симфония "Зимние грезы". Московский камерный оркестр Musica Viva и Александр Рудин, возможно, впервые с 1868 года исполнят вторую авторскую редакцию (всем известна третья редакция) по нотам, которые сейчас готовятся к публикации в Академическом собрании.

В этой же программе прозвучит и авторская версия Концерта для скрипки с оркестром ре мажор Бетховена, сделанная самим композитором в 1807 году и дополненная его фортепианными каденциями к первой части и к финалу. Партию фортепиано исполнит Джордж Харлионе (Великобритания).

Михаил Казиник: Мы чудесным образом закодированы на абсолютную красоту

Среди тематических программ фестиваля: три квартета на русские темы Бетховена, посвященные графу Разумовскому и Струнный квартет № 1 Чайковского в исполнении Квартета имени А. П. Бородина, циклы романсов и песен композиторов, сюжет "Данте и Гете" с участием Аллы Демидовой, которая прочитает фрагменты трагедии Гете "Эгмонт", программа "Фатум" (23 марта), представляющая знаменитые симфонии композиторов, где звучит тема Судьбы - Пятую Бетховена и Четвертую Чайковского (в исполнении РНО и Андрея Борейко).

В фестивале примут участие ведущие российские оркестры и приглашенные дирижеры: Василий Петренко, Максим Емельянычев, Винценц Праксмарер (Австрия). А в финале фестиваля 31 мая на сцене Большого зала выступит оркестр без дирижера Персимфанс: будет исполнена оратория Бетховена "Христос на Масличной горе", лучезарное духовное сочинение, где Иисус ведет диалог с ангелом, укрепляющим его силы и дух, и авторский коллаж Персимфанса, составленный из фрагментов концертов, симфоний и балетов Чайковского.

Классика Москва Столица