Справедливости ради отметим, что на эту проблему правительство РФ регулярно обращает внимание местных властей: утверждены нормативы минимальной обеспеченности населения киосками прессы, поставлена задача организовать ежегодный мониторинг ситуации. Осенью прошлого года глава государства вновь поручил кабмину совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ провести "анализ реализуемых регионами мер по развитию сети нестационарных торговых объектов, в которых осуществляется продажа печатной продукции, а также обеспечить совершенствование указанных мер". В частности, предлагалось принять региональные программы поддержки и развития системы распространения печатной продукции и рассмотреть возможность предоставления льгот при размещении газетных киосков.
Однако в Челябинской области этим пока не озаботились. По данным типографии "Прайм Принт", с 2006 года количество павильонов крупной сети "Роспечать" сократилось в регионе с 785 до менее чем 300. Большая часть уцелевших работает в Челябинске, где вопрос об их существовании поставили ребром еще в 2018 году, когда власти начали подготовку к саммитам ШОС и БРИКС и решили по максимуму освободить улицы от нестационарных торговых объектов (НТО).
По данным комитета по управлению имуществом и земельным отношениям (КУИЗО) администрации Челябинска, сегодня в городе осталось чуть более 150 НТО "Роспечати" и 59 "Вечернего Челябинска". Таким образом, один киоск по продаже газет и журналов приходится примерно на шесть тысяч горожан. Что в целом соответствует нормативу, утвержденному правительством Челябинской области в декабре 2016 года, - 1,4 киоска на 10 тысяч человек, или один объект на 7143 человека. То есть имеется даже небольшой резерв, позволяющий сквозь пальцы смотреть на убыль сетей.
Вместе с тем на официальный запрос "РГ" в КУИЗО сообщили, что в соответствии с порядком демонтажа незаконно размещенных нестационарных объектов специалисты комитета выявили на территории Челябинска 93 незаконно размещенных НТО "Роспечать" и 35 - "Вечерний Челябинск". А значит, раз им угрожает снос, очень скоро в городе-миллионнике может остаться менее 50 газетных киосков, и тогда права граждан, до сих пор предпочитающих получать информацию из традиционных СМИ, могут быть нарушены.
В мэрии уточняют: при исключении объекта из схемы размещения НТО проводится комплексный анализ, в том числе оценивается обеспеченность населения торговыми объектами в зоне шаговой доступности. Однако судьба торговых точек решается на аукционах. Вопрос, смогут ли победить распространители периодики, если платить за место придется по конкурсным расценкам? К тому же обязательное условие - реконструкция киоска, тоже недешевая.
Как сообщили "РГ" в Арбитражном суде Челябинской области, в отношении "Роспечати" уже проводится процедура банкротства, введена процедура наблюдения и назначен внешний управляющий. Есть 12 кредиторов. Впрочем, пока ходатайства об отстранении руководства компании-должника не поступали и судом не рассматривались. Следующий отчет о процедуре наблюдения суд заслушает 5 марта.
- Переживаем не лучшие времена, - подтвердил гендиректор "Роспечати" Константин Федоринин. - В отношении наших учредителей расследуется уголовное дело по факту вывода активов "Промсвязьбанка". От этого пострадали многие компании, входящие в их бизнес-империю, в том числе "Роспечать". Кроме того, приходится решать задачу реконструкции киосков в Магнитогорске, где из 45 НТО у нас осталось только 30, и участвовать в аукционах в Челябинске, что, конечно, не добавляет оптимизма.
Удастся ли сохранить "Роспечать" или ее павильоны уйдут с молотка для удовлетворения требований кредиторов, руководитель сообщить затруднился. Между тем речь идет не только о сокращении розничной продажи прессы и числа рабочих мест: в киосках "Роспечати", много лет стоящих на одних и тех же местах, челябинцы получают газеты по подписке по сниженным ценам.
Чтобы компенсировать сокращение специализированных точек, издатели предлагают законодательно гарантировать возможность распространения газет и журналов в любых торговых объектах. Либо создать благоприятные условия для потенциальных инвесторов, способных взяться за развитие киоскового бизнеса и продажу периодики. Иначе есть риск дойти до точки невозврата, когда развивать и поддерживать будет уже нечего.
В правительстве области "РГ" сообщили, что вопрос предоставления льгот при размещении киосков распространения периодики не относится к компетенции регионального правительства и законодательно закреплен за органами местного самоуправления. Вместе с тем власти "готовы во взаимодействии с редакциями печатных изданий и журналистским сообществом инициировать разработку региональной программы либо комплекса мероприятий, направленных на поддержку и развитие системы распространения печатной продукции". А значит, есть надежда, что предложения ведущих СМИ региона будут услышаны.
По обеспеченности населения газетными киосками в 2017-2018 годах Челябинская область занимала 5 и 6 места в стране с показателями один киоск на 5212 и 5802 жителей соответственно. Данных за 2019-й пока нет.