15.04.2020 18:20
Общество

Как выжить автотранспортникам Урала, пока пассажиры сидят дома

Уральские автотранспортники стремятся сохранить бизнес в условиях критического сокращения пассажиропотока
Текст:  Анатолий Меньшиков Валентина Пичурина Наталия Швабауэр
Российская газета - Экономика УРФО: №83 (8137)
На этой неделе в городах Уральского округа несколько оживилось движение общественного транспорта. Между тем в первой декаде апреля в большинстве муниципалитетов пассажиропоток упал до критического уровня, снизился по сравнению с благополучными месяцами на 70-90 процентов. К примеру, в стотысячном Тобольске автобусы выходили на линию только утром и вечером. Даже в миллионном Челябинске троллейбусы и трамваи днем не выпускали из парков. Как перевозчики переживают "мертвый сезон", насколько велик у них запас прочности и за счет чего они могут продержаться, пока пассажиры остаются дома, выясняли корреспонденты "РГ".
/ Татьяна Андреева/РГ
Читать на сайте RG.RU

Понедельник. Пора в рейс

К полудню понедельника, согласно замерам "Яндекса" (индекс самоизоляции), вне своих домов находилось до половины и более горожан-уральцев. Если на прошлой неделе индекс, измеряемый по пятибалльной шкале, обычно в эти часы колебался между отметками в 3 и 3,3, то 13 апреля картина резко изменилась. Шадринск, Курган, Миасс, Ишим, Екатеринбург, Челябинск и еще ряд промышленных городов опустили планку до 1,8-2,2 балла, что означает "на улице очень много людей". "Улица" - понятие в данном случае условное: оно включает всех, кто вне дома, в том числе переместившихся в цеха, мастерские, офисы, на стройплощадки.

С возобновлением работы нескольких тысяч предприятий УрФО поток пассажиров общественного транспорта ощутимо вырос. В Тюмени в часы пик салоны маршруток, недавно ходивших полупустыми, теперь, случается, вновь максимально наполнены. Что, правда, очень напрягает, ибо о социальной дистанции и заикаться не приходится.

Российский рынок интернет-заказов за месяц вырос на треть

Но для отрасли это один из обнадеживающих сигналов, и таких немало. Несколько примеров. В столице Южного Урала отменен 7-часовой дневной перерыв для трамваев и троллейбусов. В соседнем Копейске возобновлены рейсы на ряде замороженных маршрутов. В Екатеринбурге существенно увеличили количество рейсов. В Тобольске, где автобусы курсировали всего два часа утром и столько же вечером, теперь они ходят практически по нормальному графику.

В начале апреля регулярное сообщение между микрорайонами и заводами Тобольска прервалось не только из-за введения жесткого режима самоизоляции и свертывания активности бизнеса. Градообразующие предприятия нефтехимии выпуск продукции не останавливают, поскольку у них производство непрерывного цикла. Однако часть персонала из числа горожан компания "Сибур" перевела на полумесячную вахту.

Ну и сильно сказалась на кассовых сборах блокировка на территории всей Тюменской области транспортных карт с бюджетным возмещением - полным или долевым - стоимости проезда. Их в регионе выдано свыше 300 тысяч. Пенсионерам, школьникам, студентам ездить, как объявлено, некуда и незачем: "Нечего заразу распространять".

- Посмотрим, с чем этот месяц закончим. Городской транспорт "перезапустили", а вот о возврате межрегионального сообщения пока приходится лишь мечтать. Один междугородный маршрут остался - до Тюмени. В салоне народу не ахти, но более-менее приемлемо. Хорошо хоть "Бла-Бла-Кар", наш серый конкурент, приостановил свою деятельность, - говорит сотрудник ПАТП Игорь Полуянов.

Убийственный убыток

В самой Тюмени автобусы по-прежнему ходят по расписанию выходных дней - в полтора-два раза реже, чем в будни. Такой график сохранится до конца месяца, сообщили в Тюменьгортрансе. Что касается межмуниципальных маршрутов, то они по-прежнему "провальные", количество рейсов сокращено где на треть, где наполовину.

Большинство плановых проверок на транспорте отменили до конца года

Отметим: в других субъектах федерального округа ситуация аналогичная, в иных районах и вовсе плачевная. Как выживают перевозчики?

Тобольское ПАТП, большинство родственных предприятий Тюменской области, соседних регионов в марте выкрутились: зарплаты выплачены полностью и, как правило, без опозданий. Но за апрель никто не ручается: появились огромные финансовые прорехи, латать их нечем.

В ходе общения с рядовыми работниками, инженерами, менеджерами компаний-перевозчиков Западной Сибири, Южного Урала выяснилось, к каким "инструментам экономии", помимо названных, руководители транспортных компаний прибегают в ситуации острого дефицита оборотных средств. Они нехитрые: снижение зарплат, вплоть до "минималки", краткосрочные отпуска, в том числе неоплачиваемые, совмещение функций водителя и кондуктора. Чаще всего отправляют билетеров "отдохнуть" владельцы небольших АТП.

Городской транспорт "перезапустили", но о возврате межрегионального сообщения пока приходится лишь мечтать

На Среднем Урале, по статистике, к среднему бизнесу относится всего 35 процентов перевозчиков, остальные - малые и микропредприятия. Коронавирус подставил подножку всем. По словам мэра Екатеринбурга Александра Высокинского, потери МУП "Гортранс" достигли десятков миллионов рублей. С учетом того, что общественный транспорт в уральской столице, за исключением метро, перешел с графика выходного дня на будничный во избежание скопления людей и снижения рисков заражения, убытки могут вырасти. На брифинге глава города посулил перевозчикам компенсации из бюджета. Правда, в пресс-службе пояснили: "Возможные меры поддержки еще обсуждаются".

- Раньше компания имела оборот два миллиона рублей. Сейчас он вдвое снизится. Надо платить зарплату, покупать запчасти, бензин, проводить техобслуживание. На какие шиши? Один убыточный месяц съест пять прибыльных, - с пессимизмом оценивает перспективу председатель союза транспортных организаций Курганской области Алексей Кирпищиков.

С ним солидарен председатель координационного совета объединений работодателей и профсоюзов автомобильного транспорта и дорожного хозяйства УрФО Николай Косюк. По его мнению, перевозчики и до прихода коронавируса находились на грани выживания, сейчас же и подавно. Временные сдвижки платежей разве что отдалят, но не предотвратят крах. Надежда лишь на субсидирование выпадающих доходов.

Форс-мажорные аргументы

Корпоративные сообщества в целом выработали солидарную позицию касательно тактики действий и аргументации своих позиций. В обращениях к структурам исполнительной власти бизнес-объединения подчеркивают: без значимых преференций многие перевозчики разорятся, а оставшиеся попадут в затяжную депрессию, которая скажется на качестве сервиса. Немедленных обильных вливаний из бюджета не требуют ("Мы понимаем, в каком незавидном положении оказалась экономика страны"), однако на самые неотложные нужды просят у распорядителей казны. К числу последних в Тюменском союзе автотранспортников относят расходы на покупку дезинфицирующих средств, лицевых масок.

- Без них машину в рейс не выпустишь. Но траты-то нешуточные, в создавшихся условиях - серьезное обременение для перевозчиков, - отмечает директор союза Николай Мингалев.

В Ивановской области запретили пускать в автобусы пассажиров без масок

Наземный пассажирский транспорт вкупе с автовокзалами и станциями включен в национальный перечень отраслей, наиболее пострадавших от пандемии. Известно о формировании Минтрансом РФ пакета мер по его поддержке. В пределах своих полномочий способны помочь регионы. Так, в Челябинской области хотят освободить от транспортного налога всех автобусников на городских, пригородных и междугородных маршрутах.

- Отличный шаг, но, увы, он не выручит. Доля транспортного налога в совокупных расходах и обязательных отчислениях незаметная. Послабление по имущественному налогу - тоже хорошо, однако и оно тонущего не спасет. Самая большая - зарплатная составляющая. Справляться с ней станет неимоверно трудно. Нам предлагают взять беспроцентные кредиты. Ладно, возьмем, только из каких прибылей гасить потом долг? Их априори не будет. Путь в банк - дорога к банкротству. А тут уже проблема с приобретением горючего вплотную подступила, - делится тревогой директор Союза автотранспортных предпринимателей Свердловской области Лилия Саранчук.

Как защищают пассажиров общественного транспорта от коронавируса

Продавцов ГСМ союз просит предоставлять отсрочку платежа "хотя бы на месяц". Крупный оператор АЗС вроде не против, однако поставил условие: "Только под гарантию банка или областного правительства". Еще одна угроза - платежи по лизингу. Десятки предприятий арендовали в расчете на выкуп сотни новых автобусов и могут их лишиться: для расторжения договора достаточно месячной просрочки.

- В перечень форс-мажорных обстоятельств эпидемия, пандемия не включены. На этом основании лизинговые компании отказывают в отсрочке. Между прочим, для себя они добиваются налоговых каникул. Логичным будет, согласитесь, распространить их в данной связке на пассажирские АТП, - убеждает Саранчук.

В атмосфере неопределенности и смятения как никогда велик соблазн увеличить стоимость проезда. В Челябинске объявлено о подорожании в мае билетов с 25 до 28 рублей на нескольких маршрутах. Перевозчики Кургана предлагают повысить тариф на проезд в автобусах также на три рубля, пусть не весной, но не позже 1 июля. Промедление смерти подобно, предупреждают они. В Тюмени не решаются выходить за рамки утвержденного пару лет назад правила: ежегодная прибавка не должна превышать один рубль.

Все материалы сюжета "COVID-19. Мы справимся!" читайте здесь.

Здоровье Курганская область Свердловская область Тюменская область ХМАО Челябинская область ЯНАО Урал и Западная Сибирь