Однако это не так. Как сообщил источник "РГ" в Госавтоинспекции, согласно действующему законодательству, останавливать машину имеет право только сотрудник ГИБДД.
При этом в соответствии с соглашением между правительством Москвы и МВД России сотрудники полиции имеют право составлять протоколы в отношении таких нарушителей только по частям 1, 2, 3 статьи 3.18.1 Кодекса об административных правонарушениях Москвы. То есть полиция не может составлять протоколы за нарушение режима повышенной готовности с использованием транспорта.
А оформить протокол на водителя сотрудник ГИБДД сможет только по второй части. При этом только оформить протокол. А принимать решение и выносить постановление уже должны органы столичной власти и суды.
Что касается задержания автомобилей, то все исчерпывающие основания для задержания прописаны в КоАП РФ. Это относится к обеспечительным мерам. А устанавливать обеспечительные меры можно только на уровне федерального законодательства. Так что уже на основании этого задерживать машины никто не может.
Надо сказать, что в последнем указе столичного мэра Сергея Собянина четко прописано: "при выявлении нарушений требований нормативных правовых актов города Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы, с использованием транспортного средства, граждане, привлеченные к административной ответственности за это правонарушение, могут продолжить движение, а транспортное средство не подлежит задержанию".
Теперь по поводу автоматизированной фиксации таких нарушений. Согласно КоАП РФ, упрощенный порядок вынесения постановлений об административных правонарушениях распространяются только на нарушения правил дорожного движения и в области благоустройства территорий. Режим повышенной готовности не относится ни к тому, ни к другому. Следовательно автоматизированная фиксация такого нарушения не влечет упрощенного порядка постановления. То есть, необходимо возбуждать административное дело, устанавливать того, кто находился за рулем, и составлять в отношении него протокол.
Если этот порядок будет нарушен, а автовладельцам начнут приходить штрафы, вынесенные автоматически, то суды захлебнуться от потока жалоб. А так как федеральное законодательство имеет более высокий статус, шансы на победу у тех, кто такие штрафы будет обжаловать, крайне высоки.
В указе мера Москвы говорится, что "фиксация административных правонарушений осуществляется должностными лицами, уполномоченными на составление протоколов об административных правонарушениях, или работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи или средствами фото-и киносъемки, видеозаписи". То есть только фиксация нарушения, а не вынесение постановлений.
Чем поможет автоматическая фиксация? Тем, что нарушители будут выявляться на дорогах, останавливаться сотрудниками ГИБДД, а уже уполномоченные на это сотрудники, например, Московской административной дорожной инспекции, будут оформлять протоколы на нарушителей, а также выносить выносить постановления.
Окончательную точку в правоприменении местных законодательных норм может поставить президиум Верховного суда, который в ближайшее время должен дать соответствующие разъяснения.