Аудитория уходит в онлайн, но вернется к телевизору
На начальном этапе пресс-релизы и промоакции действительно выглядели очень ярко. Но если приглядеться внимательнее, то мы увидим, что многие онлайн-платформы - кинотеатры, стриминговые сервисы, библиотеки - не вышли за пределы своих тарифов. То есть маркетологи обещали пользователям месяц бесплатного просмотра, который, как правило, и до этого стоил условный рубль.
СМИ сейчас сообщают об увеличении трафика, времени просмотра онлайн-площадок - и с этим не поспоришь. В долгосрочной перспективе это выглядит примерно так. Подписка на пакет кабельных телеканалов стоит около 100-150 рублей в месяц, в то время как месячный пакет домашнего интернета - 200-300 рублей, плюс цена одной подписки на условный онлайн-кинотеатр составляет около 300 рублей в месяц. В год же получится 1500 рублей за пакет "телевидение" против 6000 рублей за пакет "инернет + кино". Существенная разница в пользу телевидения.
Сейчас в онлайн вынужденно добавилась аудитория, которая ходит на спортивные мероприятия, в театры, кино, на конференции. Какое-то время такой всплеск интереса действительно продлится, но вряд ли вся эта аудитория останется полностью, когда жизнь вернется в более привычное русло, а сервисы восстановят обычные тарифы. На уровне калькулятора и привычек телевидение еще долго будет выигрывать у онлайна, по крайней мере, в нашей стране.
Прямые онлайн-эфиры не способны полностью заменить офлайн
Последние несколько недель были богаты на разного рода эксперименты с развлекательными контентом: премьеры спектаклей, концертов и других событий. Однако это единицы из того моря мероприятий, которые так и не состоялись.
Прямой эфир в Instagram или трансляция на YouTube привлекут внимание, но не смогут его удержать на протяжении долгого времени. Другой вопрос: насколько это будет убедительно и качественно.
Например, театры не будут "жечь" свой репертуар в онлайне, так как потом зрителя будет вернуть намного тяжелее. Да и хорошая адаптация спектакля в телеспектакль - это кропотливая и сложная работа, если ее делать качественно.
Вдобавок магистральные каналы связи столкнулись с повышенной нагрузкой - трансляции не всегда проходят качественно, возникают задержки в передаче видео и речи.
Многие бизнесы перешли на коммуникацию с сотрудниками, клиентами или аудиторией с помощью онлайн-инструментов, таких как Zoom, Microsoft Teams, Miro.
В онлайне есть свои подводные камни
Вы не управляете своей аудиторией и маркетингом. Отдельные пункты правил популярного видеохостинга с недавнего времени сообщают о том, что канал и контент могут быть удалены в связи с отсутствием коммерческого интереса. В этом случае вы не можете гарантировать сохранность своей аудитории, которую собирали так долго.
Обращу также внимание на вопросы безопасности. Для одного из наших клиентов - крупной финансовой организации - мы проводим стратегические внутренние сессии, для которых очень важно соблюдение доступа к трансляции только определенных сотрудников. Для таких задач подходит, например, платформа Pike Media Live.
Нужен симбиоз телевидения и онлайн
C помощью подобных решений компании получают эффективное и доступное решение для многих сценариев коммуникации с сотрудниками или аудиторией и потенциальными клиентами.
В первую очередь речь идет о дополнительных инструментах взаимодействия с аудиторией и аналитикой происходящего в эфире. Например, можно проводить опросы, устраивать голосование прямо во время трансляции, собирать лучшие комментарии и передавать их спикеру. Получая реакцию аудитории в режиме "здесь и сейчас", организаторы событий смогут проанализировать рейтинг вовлеченности.
Такие системы могут обеспечивать синхронный перевод на несколько языков в одном окне одновременно, мультирум, возможность навигации по разным выступлениям в едином расписании, готовые сценарии работы и другие формы интеграции.
Как изменится индустрия прямых трансляций
Пик популярности соцсетей достигнут именно сейчас и в скором времени пойдет на спад. Внимание людей перегружено огромным количеством информации. В ближайшее время нас ждут нишевость и цифровая детоксикация.
В пример можно привести Центральное телевидение СССР с четырьмя каналами, от которого потом отпочковались остальные. Сейчас в России более 500 телеканалов и масса нишевых. Аналогичные процессы происходят с онлайном, от которого "отрастают" различные жанры и форматы. Рано или поздно каждый бренд станет медиа и окажется в рамках своей аудитории и маркетинга. Это будет сделано с помощью систем аналитики и статистики в первую очередь.
Вторая история - это качество производимого контента, которое станет неуклонно расти, потому что конкуренция в этом поле будет усиливаться. И если в 2015 году мы могли позволить себе снимать что-то мутное, плохо освещенное на телефон, выкладывать в Сеть и при этом быть популярными, то сейчас представить такое невозможно. Более того, топовые авторы видео обладают не только аудиторией, но и командой, состоящей из профессиональных операторов, редакторов, продюсеров. Некоторые из них уже становятся создающими свои продукты полноценными медиа, не желающими делиться зрителями с крупными платформами.
Наконец, третье: в видеоэфире будут активно развиваться технологии дополненной реальности. Это можно уже сейчас хорошо представить на примере спортивных трансляций.