28.04.2020 15:15
Культура

В Венской опере объявили планы переустройства театра

Текст:  Андрей Золотов-мл.
Карантин застал Венскую государственную оперу на перепутье. Десятилетнее директорство Доминика Мейера, контракт которого завершался в конце этого сезона, оказалось оборвано. Когда стало известно, что, по решению правительства, закрытый в середине марта театр уже не откроется до конца сезона, Мейер написал в Facebook, что сердце его разрывается от того, что ему не удастся попрощаться с коллективом и публикой - отмененными оказались не только последние премьеры, включая постановку оперы Моцарта "Так поступают все" под управлением Риккардо Мути, но и запланированный прощальный концерт.
/ youtube.com / Wiener Staatsoper
Читать на сайте RG.RU

В этих условиях, полных неизвестности относительно того, когда и как артисты смогут начать репетировать и выступать, а зрители и слушатели прийти в зал, новое руководство театра - вступающий на пост директора Богдан Рошчич и главный дирижер Филипп Йордан - презентовали амбициозный план сезона 2020/21, а вместе с ним и программу задуманного ими радикального переустройства этого ведущего института оперного мира.

Известный европейский оперный фестиваль перенесен на следующий год

На будущий сезон запланированы рекордные десять премьер, из которых только два спектакля будут абсолютно новыми, в том числе новый "Парсифаль" в постановке Кирилла Серебренникова в апреле 2021 года на смену относительно новой постановке Алвиса Херманиса, идущей в Вене с 2017 года. К ним добавляются две копродукции и шесть переносов на венскую сцену нашумевших за минувшее двадцатилетие радикальных произведений "режиссерской оперы" - таких, как "Евгений Онегин" Дмитрия Чернякова 2006 года из Большого театра, "Кармен" Каликсто Биейто, поставленный уже на 29 сценах мира, и "Макбет" Барри Коски из Цюриха. И чтобы довершить послание миру об отрицании минувшего десятилетия Мейера, возрождаются две старые постановки из запасов Венской оперы - "Свадьба Фигаро" Жан-Пьера Поннеля и "Электра" Гарри Купфера, а бывшие до недавнего времени в репертуаре спектакли, соответственно, 2011 и 2015 года постановки, списываются в архив. К удовлетворению одних, отчаянию других и беспокойству третьих можно с уверенностью сказать, что Венская опера не будет прежней.

Новый директор, назначенный три года назад и пришедший в театр из индустрии грамзаписи - его последней должностью было управление студией SonyClassic в Нью-Йорке - собирался провести презентацию не в рамках обычной пресс-конференции, но на основной сцене, с публикой в зале и артистами на сцене. Получилось совсем иначе: в телевизионной передаче, при пустом зале. И, отвечая на первый вопрос ведущего, когда театр вернется к нормальной работе и уверен ли он, что его планам суждено полностью сбыться, сказал: "Честный ответ - никто не знает. Все, что я могу сказать, - это что Венская опера снова откроется и что мы сделаем все для того, чтобы при любых сценариях, она вернулась на высшем уровне своих возможностей".

Планы на будущий сезон, в том числе с постановкой сразу столь многих "чужих" спектаклей, Рошчич объяснил задачей "разом обновить наиболее исполняемый репертуар - и музыкально, и сценически". А в плане на пять лет - на этот срок назначаются директора Венской оперы - он собирается каждый сезон делать собственную премьеру одной оперы Моцарта, одной оперы Вагнера и одной оперы XX-XXI веков. И "открыть театр" для разной публики, в том числе и той, которая никогда раньше в нем не была.

Важной новацией становится и появление в театре главного дирижера - или, как его называют в немецкоязычном мире, "генеральмузикдиректора". С 2014 года, когда Франц-Вельзер Мёст ушел в отставку с этого поста, Мейер единолично руководил всеми аспектами деятельности театра. Теперь швейцарский дирижер Филипп Йордан, который до недавнего времени возглавлял Венский симфонический оркестр наряду со своей работой в парижской Национальной опере, будет не только стоять за пультом в ключевых спектаклях, но и вести всю музыкальную часть, находясь в Вене, по словам Рошчича, "более половины сезона".

Российская оперная премия Casta Diva выбрала своих лауреатов

Как сказал сам Йордан, который участвовал в презентации по телемосту из Парижа, краеугольным камнем совместной с Рошчичем работы они выбрали создание "моцартовского ансамбля". Ожидается, что в последующие годы Барри Коски поставит на венской сцене весь "цикл Да Понте" - "Свадьбу Фигаро", "Так поступают все" и "Дон Жуана", а певцы, которые соберутся в театре уже в этом сезоне, станут в дальнейшем частью этого ансамбля.

А пока уже 7 сентября Йордан должен встать за пульт первой премьеры - "Мадам Баттерфляй" Пуччини с Асмик Григорян в главной партии в известной постановке оскароносца Энтони Мингелла, впервые появившейся в 2005 году в Английской национальной опере, а затем с успехом шедшей в Нью-Йорке. И прямо на следующий день, 8 сентября, - "Электра" Рихарда Штрауса в восстановленной режиссуре Гарри Купфера, когда за пультом будет Франц-Вельзер Мёст. Достаточно символично: спектакли уже ушедших из жизни режиссеров с двумя главными дирижерами за пультом - прошлым и нынешним. Насколько реальны такие планы в условиях продолжающихся эпидемических ограничений? Йордан говорит, что не знает, смогут ли собраться артисты, и туманно намекает на то, что у театра есть запасные планы.

Следующая премьера - 12 октября. Опера Моцарта "Похищение из Сераля", которая не шла в Вене с 2000 года, будет перенесена из Штутгарта режиссером Хансом Нойенфельсом. А 25 октября - "Евгений Онегин" Чайковского в вызвавшей когда-то бурные споры московской постановке Дмитрия Чернякова. За пультом - чешский дирижер Томаш Ханус. Онегина будет петь Андре Шуэн, Татьяну - Тамуна Гочашвили, Ленского - Богдан Волков, Ольгу - Анна Горячева.

В ноябре ожидается первая балетная премьера - балет Mahler, Liveпоставит новый руководитель Венского государственного балета Мартин Шлэпфер.

А 13 декабря - представление оперы немецкого композитора Ханса Вернера Хенце (1926-2012) по роману Юкио Мисима "Моряк, который разлюбил море" - первая из обещанных Рошчичем современных опер. В декабре же Йордан продирижирует восстановленным "Кавалером розы" Рихарда Штрауса в классической венской постановке Отто Шенка, а 24 января встанет за пульт в другом важном восстановлении - давней венской "Свадьбы Фигаро" Жана-Пьера Поннеля, возвращающейся вместо неудачной, прямо скажем, версии, шедшей здесь с 2011 года.

Анита Рачвелишвили и Чарльз Кастроново ожидаются 6 февраля в ставшей уже классикой современной оперной сцены постановке "Кармен" Бизе испанского режиссера Каликсто Биейто, пережившей 29 сцен и докатившейся теперь на своих превратившихся в штамп пошарпанных автомобилях до венской сцены. А меньше чем через месяц, 4 марта Вену ждет "Травиата" в версии талантливого молодого режиссера Саймона Стоуна, удивившего прошлым летом Зальцбург своей "Медеей". Эту "Травиату" с южноафриканской сопрано Претти Йенде в главной партии уже видел Париж минувшей осенью, а теперь копродукция Парижа и Вены должна появиться в австрийской столице, где последние годы живет Стоун.

Какие проекты родились у популярных музыкантов в самоизоляции

Но главное событие ожидается в начале апреля, когда - по традиции, на Страстной седмице и в Пасху, здесь будет представлен "Парсифаль" Рихарда Вагнера. На сей раз - в новой версии Кирилла Серебренникова со звездным составом Йонас Кауфман - Людовик Тезье - Элина Гаранча. Злые языки уже успели испугаться того, что ждет публику в этой священной драме. А участники презентации Венской оперы отметили музыкальность культового режиссера, который пишет свои заметки артистам в партитуре. Характерно, что предыдущая постановка "Парсифаля" в Вене была сделана Алвисом Херманисом лишь четыре года назад и, хотя она и была раскритикована за свою поверхностность, такой скорый отказ от нее - еще один знак отрицания "эпохи Мейера" новым руководством театра.

В апреле - премьера "Фауста" Гуно в режиссуре Франка Касторфа с Бернаром де Бийи за пультом и Хуаном Диего Флоресом на сцене. В конце мая - "Коронация Поппеи" Монтеверди в постановке Яна Лауверса, памятной публике по Зальцбургскому фестивалю 2018 года. А 10 июня - новый для Вены "Макбет" Верди в цюрихской версии Барри Коски с Анной Нетребко и Лукой Сальси в главных партиях.

Свою дозу звезд театр будет исправно предлагать публике на протяжении всего сезона. Нетребко выйдет на венскую сцену еще и в "Тоске" в декабре. В январе на смену ей в этой любимой публикой опере выйдет Соня Йончева. А Йонас Кауфман, кроме "Парсифаля", ожидается еще и во французской версии "Дон Карлоса" в сентябре вместе с Ильдаром Абдразаковым и Игорем Головатенко. Другое звездное имя - Пласидо Доминго - стоит в афише сентября в "Симоне Бокканегре" вместе с Хиблой Герзмавой, а в январе - в "Набукко" Верди.

Имена видных российских певцов по-прежнему заметны в венской афише. Дмитрий Корчак несколько раз за сезон выйдет на сцену государственной оперы в "Доне Паскуале" Доницетти, в том числе вместе с Борисом Пинхасовичем, а Ирина Лунгу - в "Ромео и Джульетте" Гуно.

Новое руководство театра сильно сократило и обновило постоянную труппу театра, а также учредило молодежную программу. Из более тысячи соискателей выбрали двенадцать счастливцев, с которыми заключили контракты на два года, сообщил Рошчич. Многие привычные имена, в том числе российских артистов, исчезли из афиши. Но им на смену пришли новые, включая молодого российского баритона Сергея Кайдалова.

Отказавшись от детской сцены в подвальном театре на соседней улице, Венская опера поставит два спектакля для детей в своем знаменитом здании на Рингштрассе. Это "Севильский цирюльник для детей" на основной сцене и детская версия "Похищения из сераля" которая будет происходить в формате променада на лестнице и в разных фойе театра. Ни одна из прежних детских опер не осталась в репертуаре.

Театральная афиша недели: Какие спектакли посмотреть онлайн

И еще одна немаловажная новация нового сезона: в программе появились дни, иногда и несколько в месяц, на которых написано "Закрыто на репетиции". При "конвейерной" работе этого оперного театра с крупнейшим в мире репертуаром, где при прежнем директорстве играли 280 спектаклей за 300 дней сезона, постоянно приходилось слышать жалобы на недостаток оркестровых и сценических репетиций. Будем считать, что эти репетиционные дни - часть установки нового руководства театра на качество.

- Мне никогда не нравилась идея оценивать такой институт, как Венская опера, по заполняемости зала, - сказал в телевизионной презентации Богдан Рошчич, заочно полемизируя со своим предшественником Мейером, который гордился тем, что зал был всегда заполнен. - Венская опера существует для того, чтобы быть великолепной, чтобы предлагать переживания абсолютно высшего уровня, которые никто больше предложить не может и без которых жизнь была бы бедной. А если вы это сделаете, то и зал у вас будет битком.

Музыкальный театр