Роспотребнадзор рекомендует закрепить за каждым классом учебное помещение. Исключить общение детей из разных классов во время перемен и на прогулках. По возможности, сократить число учеников в одном классе. Исключить объединение разных классов в одну группу "продленки". Установить при входе в здание дозаторы с антисептиком для обработки рук, проводить во время перемен и по окончанию работы дезинфекцию помещений, использовать приборы для обеззараживания воздуха…
Что еще? Рекомендаций действительно много. Среди них есть и те, которые вызывают массу вопросов у мам и пап. Например: "обеспечить проведение ежедневных "утренних фильтров" с обязательной термометрией. При этом нужно исключить скопление детей и их родителей. Пересмотреть расписание занятий, изменив время начала первого урока для разных классов и время проведения перемен, в целях максимального разобщения классов".
О том, как регионы смогут применять эти меры и как долго они будут действовать, "Российской газете" рассказал ведущий российский инфекционист, советник директора Центрального НИИ эпидемиологии Роспотребнадзора, академик РАН Виктор Малеев.
- Виктор Васильевич, зачем нужны такие строгие меры?
Виктор Малеев: Цель - предотвратить случаи распространения COVID-19 среди школьников и учителей. Все эти меры направлены на то, чтобы мы скорей справились с коронавирусной инфекцией. Чтобы мы смогли вернуться к нормальной жизни.
- Будут ли эти ограничения действовать в следующем учебном году?
Виктор Малеев: Мы не можем знать точно, что будет в сентябре, как будет развиваться эпидемиологическая ситуация. Все рекомендации, которые озвучены, направлены на организацию работы школ "прямо сейчас". На то, чтобы школы могли завершить учебный год с минимальными рисками.
Да, конечно, какие-то правила придется оставить.Скорее всего, в школах придется и дальше пользоваться санитайзерами, дезинфицировать руки, дополнительно дезинфицировать и проветривать помещения, отправлять домой ребят с симптомами ОРВИ, переводить их на дистанционку… Вот эти мероприятия - они останутся независимо от того, будет в новом учебном году коронавирус, или нет.
- А как быть с отменой "общих" перемен? Ведь детям в школе важно общаться и дружить…
Виктор Малеев: Пока "общие" перемены действительно будут ограничены, это серьезно снижает риски. Вы же видите, сколько сейчас зараженных, какая сейчас ситуация…
Но нужно понимать, что отмена "общих" перемен коснется не такого уж большого количества ребят - учиться продолжают, в основном, выпускники. А как будет в новом учебном году - мы не можем загадывать. Если ситуация по коронавирусу будет благоприятной, то, вполне возможно, мы пересмотрим рекомендации школам. И детям вернут "общие" перемены.
- Как организовать утреннее измерение температуры на входе в школу и не создать толпу?
Виктор Малеев: Это вопрос организации на местах. Во-первых, нужно будет соблюдать социальную дистанцию - полтора-два метра. Во-вторых, мы рекомендуем бесконтактное измерение температуры - современные термометры определяют ее за секунды: школьника с высокой температурой на занятия не пустят. Ну и в-третьих, мы рекомендовали начинать уроки для разных классов в разное время, чтобы ребята подходили в школу не все сразу, а с небольшим интервалом. Это позволит развести по времени разные классы. Мы рекомендуем разницу в начале уроков примерно в 15 минут. Это в сегодняшней эпидемиологической ситуации разумно.
Людмила Добролюбова, учитель истории, Новосибирск:
- Думаю, в крупных учебных заведениях развести уроки нереально. Многие из них по-прежнему работают в две смены. И если первую смену можно будет растянуть на полтора-два дополнительных часа, то вторую нет, иначе дети будут возвращаться домой после десяти часов вечера. Плюс непонятно, как это можно реализовать технически. Звонки через каждые десять минут сведут с ума и учеников, и педагогов.
Евгений Галдаев, директор школы № 112, Ростов-на-Дону:
- В старших классах сместить уроки в шахматном порядке вообще нереально. Таким образом, учителя не смогут попадать вовремя на занятия: когда в одном классе уже закончится урок, в другом он еще будет идти. Теоретически, если начинать уроки с разницей в 10 минут по параллелям в начальных классах, где у детей один учитель, это относительно реально. Но представьте: у первых классов закончился урок и они вышли на перемену - начинается шум, гам, беготня. А так как каждая параллель начинает, к примеру, учиться с разницей в 10 минут, то и шум этот будет непрекращающимся.
Николай Лезов, директор Краснослободской школы, Нижегородская область:
- Для сельской школы это затруднительно. Дело в том, что у нас большой "подвоз" учеников. Есть концы в 22 километра. Детей забираем с 1-го по 9-й класс за один рейс. Если всех подвозить по отдельности, то я так за квартал сожгу годовой запас бензина….
Подготовили Никита Зайков, Елена Мелихова и Антон Дерябин