Алексей Израилевич! Чем, по-вашему, интересна новая скрининговая программа Москвы, запущенная в конце прошлой недели?
Алексей Мазус: Прежде всего тем, что столь масштабное исследование с новой малоизученной инфекцией начато в таком мегаполисе. Сам по себе тест, основанный на иммуноферментном анализе крови, довольно известный. Собственно, вся диагностика инфекционных заболеваний строится на нем. Работаем с ним мы давно. Во время диспансеризации москвичей делали его даже в парках. В чем его ценность? Он позволяет выявить не только само заболевание, но и его стадию. К тому же это единственный лабораторный способ для массового исследования на ту или иную инфекцию. В этом его принципиальное отличие от остальных тестов. Что еще важно? Иммуноферментный метод можно не только использовать для диагностики заболевания, но и для оценки иммунитета к нему у населения города. Мы уже сейчас можем делать полмиллиона тестов в неделю и дальше будем наращивать их количество. Пусть это не покажется фантастикой. Работая с ВИЧ-инфекцией, мы проводим по 5,5 миллиона исследований в год. Нормальная работа.
Городские власти замахнулись на тестирование всех 12 миллионов жителей?
Алексей Мазус: Не замахнулись, а бесплатно предложили сделать москвичам обычный тест. Для Москвы и москвичей, которые привыкли следить за своим здоровьем, это норма.
Первые 70 тысяч СМС горожанам разосланы...
Алексей Мазус: Да, теперь жителям нужно предварительно записаться на сдачу крови в ближайшую поликлинику, адрес которой указан в сообщении по телефону, чтобы не создавалась очередь. Затем в назначенное время прийти туда и сдать тест. В результате человек узнает, болел ли он уже коронавирусом, а может быть, болен именно сейчас. Коварство инфекции состоит в том, что у 80 процентов она протекает бессимптомно. Люди думают, что они здоровы, ходят по улицам, заражают друзей, знакомых, коллег по работе. Тест же покажет, что они опасны для окружающих. Тестирование чрезвычайно важно и для работодателей. Их сотрудники приходят на производство, в офисы, водители такси перевозят пассажиров, курьеры ездят по городу.
Какая польза от этого знания самому человеку? Ну если острая стадия, понятно, ему помогут, вылечат. А если он уже переболел и даже не заметил этого?
Алексей Мазус: Польза большая. К примеру, медработник, который каждый день вынужден надевать для защиты тяжелый костюм, в случае, если он переболел, может более спокойно работать с детьми и не пугать их своим внешним видом. Не зря же у военных есть такой термин: предупрежден, значит, вооружен.
К тому же переболевшие москвичи могут стать донорами плазмы и помочь тем, кто сейчас в тяжелом состоянии находится в реанимации. В Москве начала работать программа по поддержке доноров, у которых есть антитела и они уже имеют иммунитет к коронавирусу.
У ученых есть уверенность, что повторного заражения коронавирусом не может быть?
Алексей Мазус: Сегодня случаи, чтобы те, кто переболел, заболели вновь, неизвестны. В прессе были публикации про якобы повторное заражение в Южной Корее. Но дополнительные исследования показали, что просто были допущены ошибки при тестировании. У коронавируса есть много родственников. Все данные, имеющиеся сейчас в распоряжении, подтверждают, что иммунитет после COVID-19 cохраняется. Как долго, мы пока не знаем - полгода, год, может быть, два года. Это еще предстоит узнать. Но я думаю, что иммунитет будет достаточно стойким, на протяжении не меньше года.
Новый тест российская или зарубежная разработка?
Алексей Мазус: Зарубежная. Мы надеемся, что производство будет переведено в Россию - и приборов, и оборудования, которое позволяет быстро считывать анализ.
Как быстро делается тест?
Алексей Мазус: За два часа. На следующий день он может быть известен. В ближайшем будущем результаты будут вноситься в электронную медицинскую карту пациента. Но тайн никаких из них не будут делать и сейчас. Вместе с двумя ведущими центрами, которые находятся в Москве, - эпидемиологии Минздрава России имени Гамалеи и имени Габричевского Роспотребнадзора - мы планируем на основе тестирования сделать карту иммунитета города. Чтобы все жители видели и понимали, что происходит. Работа по изучению результатов исследования таргетных групп поможет прогнозировать дальнейший ход эпидемии в целом и мер, которые должны принимать и власти, и каждый человек в отдельности. От ответственности самих горожан зависит тоже очень многое.
Вы сказали: иммунитет города. Когда можно считать, что он есть?
Алексей Мазус: Считается, что доля населения, невосприимчивого к инфекции, должна достигнуть 60 процентов. Но мы имеем дело с инфекцией, которая, по разным оценкам, заразнее в три и более раз, чем грипп. Поэтому так важно знать, сколько людей уже переболели и получили иммунитет к ней. Ведь те, у кого он сформировался, могут начать полноценно работать, а у властей появится возможность постепенно поэтапно снимать ограничительные меры, с которыми мы сейчас живем. Но важно не просто строить догадки и прогнозы о ситуации в столице, а иметь жесткое научное обоснование, которое и даст запущенное исследование. Только так город может вернуться к более-менее нормальному ритму с минимальными потерями для здоровья москвичей.
Что вы пожелаете москвичам, на телефон которых придет СМС с приглашением сдать новый тест?
Алексей Мазус: Прежде всего здоровья. А потом прийти в пункт сдачи крови и узнать свой статус.