19.05.2020 15:24
Культура

Звезда уральского ТЮЗа рассказала, как не поддаться грусти в самоизоляции

Легендарная актриса ТЮЗа более полувека отдала сцене
Текст:  Марина Порошина (Екатеринбург)
Российская газета - Неделя - Урал: №107 (8161)
Если бы не пандемия, то нынешней весной Театр юного зрителя ярко и зажигательно отметил бы девяностолетие. И королевой этого праздника, несомненно, стала бы миниатюрная женщина с сияющими глазами и звонким голосом - Любовь Ворожцова. Она работает в ТЮЗе с 1966-го, и именно ей 7 ноября 1977 года Борис Ельцин, бывший в ту пору первым секретарем Свердловского обкома КПСС, вручил символический золотой ключ на открытии нового здания театра. Кстати, и сама Любовь Эвальдовна в нынешнем году отметила юбилей. Но, если кто-то подумает о ней "старейшая актриса", тот просто с ней не знаком. Этот эпитет совершенно не для нее.
/ ТЮЗ
Читать на сайте RG.RU

Надо сказать, она на свой возраст никогда не выглядела. Когда из Серова приехала поступать в Свердловский театральный институт, члены приемной комиссии, увидев крохотную девчушку с косой до колен, умилились и посоветовали от души: деточка, поезжай домой. Но "деточка" оказалась с характером: дома играла в школьном театре, пела в хоре, занималась балетом и акробатикой. Все знакомые говорили: только в театр ей и дорога.

- Когда во время прослушивания мне сказали встать на табуретку и читать стихи, я обиделась, - смеется Любовь Эвальдовна. - И звонким пионерским голосом объяснила педагогам: я - травести, а век травести короток, поэтому мне надо на сцену срочно, не откладывая. А на третьем туре появился Юрий Жигульский и взял к себе на курс. Он был для меня не просто педагогом - он обо мне заботился, берег и воспитывал, по сути, стал моей находкой.

Пушкинский театральный фестиваль объявил онлайн-программу

А Люба оказалась находкой для главного режиссера, с именем которого связывают взлет Свердловского ТЮЗа. "Травести в театрах юного зрителя было много. Но актерским талантом огромного масштаба природой наделены единицы. Были В. Сперантова в ЦДТ, Л. Князева в МТЮЗе, И. Соколова в ЛенТЮЗе и, наконец, Л. Ворожцова в Екатеринбурге. И это все", - позднее написал в своей книге Жигульский.

Начинающая актриса сыграла первые блистательные роли: Мишку в "Нахаленке", Карлсона, Бэмби, Золушку, Пеппи, Буратино, Герду… В 27 лет стала заслуженной, в 41 - народной артисткой России. Звездной болезнью не заразилась, этому тоже Жигульский крепко-накрепко научил. А играла потрясающе, кто видел - запомнил на десятилетия. Поклонников у нее всегда было множество.

- Особенно приятно, когда на улице вдруг подходят незнакомые люди: "Неужели вы Любовь Ворожцова?" Говорят, еще детьми ходили на мои спектакли, водили своих детей, а сейчас внуков. И добавляют: "А вы даже не меняетесь!" Для меня это самый большой комплимент, - признается Ворожцова.

Как переносят режим изоляции актеры, режиссеры и композиторы

Любовь Эвальдовна и в остальном верна себе. Ее приглашали в столичные театры, и она почти соглашалась…

- Но одна актриса однажды меня спросила: "Девочка, а локоточки у тебя есть?". И я поняла: воевать за место под солнцем не готова. Осталась в родном театре.

Не прогадала, сыграв за карьеру более ста ролей. Спрашиваю: вспомнит ли слова из какой-нибудь любимой?

- Да я не только слова, я и спеть могу, - и из телефонной трубки летит голосок юной Золушки…

Боже мой, я помню старую и намоленную тюзовскую сцену, и тот спектакль, и ту Золушку!

Николай Коляда расширил мой диапазон как актрисы. Я не знала, что могу быть острохарактерной, простой теткой - я себя открыла заново!

Но что мы все о прошлом. Сценическая жизнь травести коротка, как сказала пятнадцатилетняя абитуриентка из Серова. (Хотя… семилетнего Седрика в спектакле "Маленький лорд Фаунтлерой" Ворожцова сыграла в последний раз, когда ей было 53 года. Записью в Книге рекордов тогда никто не озаботился, но на встрече со зрителями после спектакля она вполне насладилась их потрясенными лицами и искренним недоверием: как, это вы сейчас играли?!) Ворожцова легко перешла на возрастные роли: Аманда Уингфилд в "Стеклянном зверинце" Т. Уильямса, Розовая дама в "Оскар и Розовая Дама" Э.-Э. Шмитта, Баба-Яга в "Морозко". А потом удивила всех, приняв предложение "Коляда-театра". Девять спектаклей, другая эстетика, новая драматургия, непривычная режиссура - а у нее опыт, репутация, звание. Трудно?

Мариинский театр перенес фестиваль "Звезды Белых ночей"

- Было интересно! - ни секунды не сомневается Любовь Эвальдовна. - Я многому научилась, Николай Коляда расширил мой диапазон как актрисы. Я не знала, что могу быть острохарактерной, простой теткой - я себя открыла заново! Колечка мой дорогой, я тебе так благодарна!

Но в целом современный театр актриса не жалует. И не боится попасть в немилость у "продвинутых театралов":

- Понимаете, я могу принять любую форму спектакля, но только если "режиссерское видение" не уничтожает заложенный автором смысл, не отодвигает на дальний план актера. Я видела, как в расхваленном критиками спектакле "Юбилей ювелира" Константин Богомолов огромными экранами "убил" игру Олега Табакова. Да, он искал что-то эдакое, но главное - всегда актер! И смысл режиссерской профессии в том, чтобы раскрыть актера, его талант. Остальное от лукавого.

Ей самой актерское ремесло давалось непросто, не так: р-раз - оттолкнулся и полетел, талант в помощь.

- Это труд, огромный труд, - говорит Ворожцова. - Ежедневный. Еженощный. Я, например, всю жизнь очень мало сплю. Час-полтора, а то и вовсе бессонная ночь, когда слова роли крутятся в голове. И до премьеры, и после: а вдруг найдется новая краска, новая деталь? До сих пор иногда плачу, когда что-то не получается. Но продолжаю работать. Сейчас читаю пьесы, ищу работу по душе.

Что радует, поддерживает в трудные минуты? В самоизоляции, например, которую Любовь Эвальдовна неукоснительно соблюдает, заботясь не столько о себе, сколько о старенькой маме, с которой живет вместе и поэтому не видится с любимым внуком...

Театр "Приют комедианта" пригласил зрителей на онлайн-чаепитие

- Главное - не впадать в панику. И не поддаваться грустному настроению. Вот посмотришь - такая чудесная весна, и мимо нас проходит… Но я всегда любила готовить, это один из моих талантов, - улыбается Любовь Эвальдовна. - Я могу из риса, сосисок и свекольных листьев такое блюдо сотворить - все удивляются. Я и изощряюсь, пока время есть. Хотя, конечно, за весом строго слежу.

- Любовь Эвальдовна, а что для вас театр - любовь, судьба, крест?

- Это мой дом. Его населяют разные люди. Поэтому бывают счастливые моменты, а иногда и непонимание, и предательство, розовые очки приходится снимать. Кто-то меня принимал, кто-то нет. Что такое травести?.. Несерьезно. Но я же могу их убедить.

Конечно, может. Недаром Ворожцовой когда-то вручили золотой ключик от этого Дома.

Все материалы сюжета "COVID-19. Мы справимся!" читайте здесь.

Драматический театр Музыкальный театр Екатеринбург Урал и Западная Сибирь