Volkswagen становится одним из главных инвесторов в российском автопроме. По информации, появившейся в реестре федеральных специнвестконтрактов, компания готова затратить на развитие своих площадок 61,5 миллиарда рублей. Больше обязательства по СПИКу - около 70 миллиардов рублей - только у альянса Renault-Nissan-Mitsubishi, выступившего единым фронтом с АвтоВАЗом. Что, впрочем, неудивительно, учитывая совокупные мощности четырех крупных производителей.
Уточним: не все средства Volkswagen достанутся калужским заводам - автомобильному и двигателестроительному. Компания работает еще и на мощностях "Группы "ГАЗ" в Нижнем Новгороде, и часть суммы будет направлена на проекты, которые реализуются там. Но основной объем, безусловно, придется на ЦФО. При этом ранее, как утверждал Маркус Озегович, гендиректор российского подразделения марки, она уже инвестировала в РФ без малого два миллиарда евро.
Согласно данным реестра, в рамках СПИКа Volkswagen освоит производство новых версий лифтбеков Skoda Octavia и Rapid, кроссоверов Skoda Kodiaq и Karoq. Но эти популярные на рынке автомобили собирают в России и сейчас. Поэтому более интересны планы по выпуску новинок. Их будет минимум три - кроссовер Volkswagen Tarek, некий "крупноразмерный внедорожник" и "модель компактного внедорожника". Поскольку официальные комментарии на этот счет пресс-служба марки не дает, эксперты принялись гадать, о каких машинах идет речь в двух последних случаях. Но выбирать у концерна есть из чего - и у Volkswagen, и у родственного бренда Skoda немало автомобилей сегмента SUV.
Добавим, что ранее Маркус Озегович публично высказывал планы по расширению моторостроительного завода. Во-первых, компания намерена удвоить его мощности до 300 тысяч единиц продукции в год, ожидая, что она будет востребована не только в РФ, но и в других странах. Во-вторых, в линейку двигателей предполагалось включить турбированный агрегат на 1,4 литра. Пока в Калуге выпускают только атмосферные силовые установки с рабочим объемом 1,6 литра.
У группы PSA, в которую входят французские бренды Peugeot, Citroen и немецкий Opel, в СПИК зафиксированы более скромные инвестиции - 7,1 миллиарда рублей. Но эти средства позволят компании увеличить локализацию коммерческих автомобилей, которые выпускали в Калуге и прежде, и возобновить сборку седанов Citroen C4 и Peugeot 408. Более того, на заводе должны начать производство "каблучков" на платформе В9 - это хорошо известные Peugeot Partner и Citroen Berlingo. В Европе такие машины уже не делают, а у нас при хорошей цене они вполне могут и "зайти", считают эксперты.
Но главное - в PSA намерены наладить выпуск дизельных двигателей объемом 1,6 литра. Это увеличит общую долю локализации машин в РФ и разнообразит предложение для российских потребителей, у которых моторы на тяжелом топливе по-прежнему пользуются популярностью.
Что получат автоконцерны в ответ на готовность вкладывать деньги в развитие своих проектов? Во-первых, неизменность условий работы, а во-вторых, так называемые промышленные субсидии. Они компенсируют компаниям утилизационный сбор, взимаемый за каждый выпущенный или импортированный автомобиль. С учетом нестабильного спроса на машины и, к сожалению, стабильного роста цен на них - это для производителей жизненно важно.
Напомним, минувший месяц был назван участниками рынка "черным апрелем". Продажи на авторынке в этот период упали в годовом сравнении на 72,4 процента, чего не случалось ни в один из предыдущих кризисных периодов. Такому результату есть, конечно, объективное объяснение - большинство автосалонов не работали из-за периода ограничений по коронавирусу. Однако производители неспроста забили тревогу: в условиях финансовой нестабильности многие потенциальные потребители отложат дорогостоящую покупку до лучших времен.
- Российская автомобильная промышленность столкнулась с крупнейшим месячным падением розничных продаж за всю историю статистических данных. "Черный апрель" 2020 года нанес сильнейший удар по ликвидности дилеров, а в среднесрочной перспективе - даже по их устойчивости. Чтобы в новой реальности оставаться рядом с клиентами, нам всем необходимо пробовать новые креативные форматы коммуникации и продаж. Несмотря на то что дилеры готовятся к перезапуску, я не ожидаю существенного роста продаж в мае, - прокомментировал ситуацию председатель комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса Томас Штэрцель.
В этих условиях рухнуло и производство. В апреле выпуск легковых машин, по данным Росстата, упал на 79,2 процента. И по иронии судьбы тема инвестиций в автопром всплыла как раз в тот момент, когда на заводах заговорили о сокращении объемов продукции и рабочих кадров. Так, вышеупомянутый калужский завод Volkswagen уже уведомил региональные власти о том, что расстанется с 79 сотрудниками. Руководство компании ведет с ними переговоры о расторжении трудовых договоров по соглашению сторон с выплатой компенсаций и предоставлением предусмотренных Трудовым кодексом гарантий. При этом 50 человек уже давно находятся в так называемом простое, а 339 - работают удаленно. И тем грандиознее кажутся проекты, которые компания уже пообещала реализовать.