28.05.2020 08:59
Кемеровская область

Как поддержать экспорт кузбасского угля в западном направлении

Чтобы поддержать экспорт кузбасского угля в западном направлении, железнодорожникам предлагают снизить тариф вдвое
Текст:  Юлия Потапова (Кемерово)
Российская газета - Экономика Сибири: №114 (8168)
Снизить не менее чем наполовину железнодорожный тариф на экспорт энергетического угля в западном направлении предложила правительству РФ рабочая группа Госсовета России по направлению "Энергетика".
Читать на сайте RG.RU
Первый вице-премьер Андрей Белоусов спустился в шахту Кузбасса

На заседании обсуждалось положение, сложившееся в жизненно важной отрасли в условиях коронавируса. Риски, с которыми она столкнулась, возглавляющий рабочую группу губернатор Кузбасса Сергей Цивилев назвал беспрецедентными - из-за обвала спроса и мировых цен на основные энергоносители: газ, нефть и уголь. "Министерство проводит непрерывный мониторинг общей ситуации на энергетических рынках и финансово-экономического состояния энергетических компаний", - сообщил глава минэнерго РФ Александр Новак. По его словам, потребление газа на внутреннем рынке, включая электроэнергетику и теплоснабжение, сократилось на десять процентов.

Поставки угля внутри страны по сравнению с прошлым годом уменьшились на 9,4 процента, а за границу - на 9,1 процента, что повлекло за собой сокращение добычи (в среднем на 11,1 процента в сутки). Причем объемы экспорта падают именно на западном направлении, тогда как на восток уголь по-прежнему можно продать по более высоким ценам.

Какие меры поддержки экономики приняли в регионах Сибири

Надо сказать, что тенденция наметилась задолго до пандемии и обострения очередного мирового экономического кризиса. Еще в 2019 году рабочая группа по энергетике Госсовета начала "пробивать" тарифные преференции для угольщиков. В итоге сначала железнодорожники на 7,41 процента снизили тариф на перевозку энергетического угля в порты юга России, а затем предоставили скидку в 12,8 процента на доставку черного золота и в южные, и в северо-западные порты. Но сегодня этого грузоотправителям, увы, недостаточно.

"Только за апрель энергетический уголь упал в цене с 50 до 42 долларов за тонну, коксующийся - со 140 до 115 долларов. В результате отгрузка в западном направлении убыточна. Без поддержки государства ситуацию не исправить", - заявил Сергей Цивилев, подчеркнув, что для выхода на перспективные рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона необходимо ускорить работу по развитию Восточного полигона РЖД.

В марте 2020-го первый вице-премьер правительства РФ Андрей Белоусов предложил законодательно предусмотреть особый правовой режим для модернизации БАМа и Транссиба. И уже в начале мая глава минтранса РФ Евгений Дитрих ходатайствовал о выделении на эти цели 30,5 миллиарда рублей из Фонда национального благосостояния не в 2021-м, а в 2020 году. В свою очередь железнодорожное ведомство согласовало гарантированную отгрузку на восток не менее 53 миллионов тонн кузбасского угля до конца года.

Сибирские ученые научились получать экологически чистый уголь

Правда, на днях глава компании Олег Белозеров сообщил о сокращении инвестиционной программы - 2020 на 200 миллиардов рублей - с 820 до 620. Однако, несмотря ни на что, рассмотрение инфраструктурных вопросов, связанных с Восточным полигоном, до лучших времен отложены не будут. Наоборот, железнодорожники намерены сконцентрировать усилия именно на этом направлении. Более того, по словам главы РЖД, ключевая задача сейчас - решение проблемы Кузбасса. И согласованные в марте объемы отгрузки угля в страны АТР остаются в повестке дня. Кроме того, добывающий регион получит более девяти миллиардов рублей из резервного фонда правительства РФ на компенсацию бюджетных потерь от коронавируса.

Прямая речь

Сергей Цивилев, губернатор Кемеровской области:

- Нам необходимо разработать меры государственной поддержки отрасли, направленные на обеспечение стабильной работы энергетических компаний в условиях коронавируса и при последующем выходе из него. Каждая не вывезенная из Кузбасса тонна угля - это удар по шахтерам, которые честно делают свою работу. Сформирована единая позиция правительства России, Кемеровской области, угольщиков по вопросу о необходимости максимально ускорить развитие инфраструктуры Восточного полигона. Но действия со стороны РЖД пока недостаточны.

Все материалы сюжета "COVID-19. Мы справимся!" читайте здесь.

Кемеровская область Сибирь