16.06.2020 13:38
Культура

Как изменится музыкальный мир после пандемии

Текст:  Андрей Васянин
Концертов нет, залы закрыты, туры и фестивали перенесены - вирус постарался. Но что может родить противостояние музыки и стихийного бедствия - творческий кризис или, наоборот, взлет? И в какую сторону может двинуться музыка, когда все вернется на круги своя?
/ Александр Демьянчук/ТАСС
Читать на сайте RG.RU

Мы спросили об этом известных российских музыкантов.

Владимир Матецкий, композитор:

- Уверен, шоу-бизнес будет активно подстраиваться под новые условия, то есть уходить в интернет: до вакцины еще далеко, без нее люди на "живые" концерты пойдут с большой неохотой. И что это будут за концерты? На входе у тебя будут мерить температуру, надо будет стоять в 1,5 метрах друг от друга, в маске… И сколько же народу попадает тогда в зал на тысячу мест? Сколько будут стоить билеты, чтоб окупить шоу?

Ведущие продюсеры обсудили, как спасать концертный и фестивальный бизнес

А интернет уже начал "подстругивать" формат песни, и ситуация эти тенденции подтолкнет. В популярной сегодня у молодежи соцсети Тик-ток подсчитали, что оптимальный хронометраж музыкального ролика - 30 секунд, и я вполне допускаю, что и песни скоро будут "паковаться" в эти 30 секунд. Хочешь участвовать в бизнесе, как артист - будь добр, высказывайся за этот хронометраж, а не за 3 минуты, как ты привык. И артисты покорно начнут это делать - в первый же день, когда им это объявят. Им надо быть на плаву с чем угодно. Даже серьезные музыканты хотят, чтоб их слушали.

Вадим Эйленкриг, джазовый трубач:

- Уверен, качество музыки поднимется. Когда у тебя много работы, невозможно прогрессировать, сосредоточиться на чем-то одном, нет времени решить, что сейчас важнее. А когда ты сидишь в 4 стенах и не имеешь выхода своей творческой энергии - то тебе обязательно придут новые идеи! Появилась возможность работать по 6-8 часов в день, быть все время в своей музыке, делать ее лучше. Многие музыканты жаловались - мол, их никто не знает оттого, что их не зовут на большие площадки. А тут, - возьми и сделай так, чтоб слушали только тебя! Тем более, что когда все закончится - наступит время жесточайшей конкуренции, наш жанр будет одним из немногих, где будет реальный рынок. Победит тот, кто предложит наилучшее качество по приемлемой цене.

В экономический кризис экономить будут на артистах.

Гарик Сукачев и Григорий Лепс споют на автофестивале Drive Live

Рустэм Булатов, группа Lumen:

- Сложно говорить о том, как изменится сама музыка. Но вокруг музыки может измениться много чего. Во-первых, пандемия заставила искать новые формы донесения. И если до этого трансляции в прямом эфире были достаточно редки, то теперь это многими артистами пройденный этап. Трансляция - сложная история. По уровню задействования оборудования и специалистов сопоставимая со съемкой концерта. Но съемку можно поправить на монтаже - выбрать ракурсы, пересвести звук. В трансляции все "здесь и сейчас". Оказалось, что вот эта возможность - удаленно смотреть выступление с тысячами других людей одновременно, она важна для слушателей. Думаю, что теперь таких концертов будет больше.

Музыканты открыли для себя совершенно новые площадки. Почитайте про выступление Трэвиса Скотта в игре Fortnite. Это выступление увидели десятки миллионов человек, что может заставить задуматься крупнейшие игровые проекты и известных артистов о повторении подобных коллабораций.

Новый виток в развитии домашней записи. До этого запись дома была очень распространена, но среди начинающих артистов. Или в среде, где композицию можно целиком сверстать на компьютере, без сложных историй с записью барабанов, или других акустических инструментов. Теперь же очень многие артисты засели за "домашнюю работу". Metallica показали акустическую версию старой песни, записанную "удаленно". В России "Сплин" выпустили новую песню с пометкой "демо", видимо рассчитывая доработать "Письмо Гарри Поттеру" позже на студии. Мы сами пишем новый альбом в таких же условиях - все музыканты записывают свои партии самостоятельно. Сам себе звукорежиссер. Мне очень нравится! Оказалось, что с некоторыми партиями можно разбираться в полевых условиях, с минимальной подготовкой, и это не сказывается на качестве критически. Студии, конечно, не хватает. Но есть и плюсы - определив фронт работы, можно выбрать удобный режим и темп. Я думаю, что многие музыканты после пандемии "прокачают" домашние студии, чтобы иметь возможность творить дома "в чистовик". Если, конечно, они не прокачали их гораздо раньше.

Хит Кипелова "Я свободен" стал гимном завершающейся самоизоляции

Александр Ф. Скляр, группа "Ва-Банкъ":

- Эта ситуация, прежде всего, показывает, кто из нас чего стоит. Онлайн-концерты, которые на карантине организуются один за другим, на крупном плане демонстрируют, как наши звезды поют, как они разговаривают, насколько они артистичны, когда предстают перед зрителем "здесь и сейчас", без возможности подправить потом в студии свет и звук. Сразу видно - что в их работе относится собственно к творчеству, развлекательности, а что к обертке. Технологии оформления звука сегодня доведены, практически, до совершенства. А вот будет ли тебе, что спеть? И сейчас - и по осени.

Dj Groove (Евгений Рудин):

- Новости в музыке, уверен, будут только для тех, кто только сейчас открывает для себя общение онлайн. Да, оно, безусловно, расширится. Будет гораздо больше записей и концертов на удаленке, будут конструироваться девайсы, облегчающие музицирование и запись в прямом эфире, будет расширяться сотрудничество с музыкантами из разных стран. Что, по-моему, здорово. Появится больше сервисов онлайн по созданию музыки в электронных программах. А в самой музыке, уверяю вас, ничего не изменится. И концерты обязательно вернутся: слушать музыку только по интернету - это все равно, что всю жизнь ходить в резиновых перчатках.

Музыка