02.07.2020 05:09
Культура

Сериал об андроиде-полицейской пришел из Сети на ТВ

Сериал "Проект "Анна Николаевна" об андроиде-полицейской пришел из Сети на ТВ
Текст:  Сусанна Альперина Елена Боброва
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №142 (8196)
Фантастическая комедия "Проект "Анна Николаевна" запомнится прежде всего тем, что это первый в России оригинальный сериал киносервиса, который куплен телеканалом. А еще тем, что впервые главная героиня нашего сериала не просто работает в полиции. Она - андроид. И по сюжету начальнику полицейского отдела городка Корчма Виктору Сергеевичу Галузо (Сергей Гармаш) запрещено рассказывать всем, что его новая подчиненная Анна Королькевич - робот.
/ kinopoisk.ru
Читать на сайте RG.RU

Вот что говорит о работе в сериале актриса Зоя Бербер, которую прежде наши зрители знали по многосерийному фильму "Реальные пацаны":

- Съемки проходили в Санкт-Петербурге, Выборге, городе Пушкине, и длились они три месяца. Был еще подготовительный период, включавший в себя постановку трюков, драк. Поддерживая форму для трюков, я в основном просто больше двигалась и умеренно питалась, это самое главное. А если бы я истязала себя диетами, то настроение было бы плохое, а, создавая комедию, настроение должно быть хорошим и тело должно быть в тонусе. За несколько дней до старта съемок мы встречались и прогоняли все, что было придумано. В принципе, сначала съемочный процесс был тяжеловат. Помимо того что это комедия, здесь еще и научная фантастика, к тому же один из персонажей - это андроид, а значит, оценки не совсем человеческие.

Для тех, кто ничего не понял: сайт о том, что происходит в сериале "Тьма"

Но потом мы разогнались, и все пошло как по маслу, хотя это так себе выражение, в общем, с хорошим топливом. И три месяца пролетели незаметно. Единственное, проводить много времени с семьями ни у кого из нас не получалось, все силы были отданы проекту. Зато впервые семья приехала ко мне в экспедицию, благодаря чему дочь полюбила Санкт-Петербург и ждет, когда мы вновь туда поедем. Дочка знает, что я сыграла андроида, она посмотрела первую серию, и ей понравилось. Надя расспрашивала меня, как я сделала такие глаза? Я долго не понимала, что именно она имеет в виду, как я их накрасила, подвела или что-то еще? Нет-нет, говорит дочка, тебе же поставили новые глаза. Я ответила, что это не новые глаза, а просто я сделала вот так! И посмотрела на нее взглядом Анны Николаевны. Она испугалась и попросила больше так не делать, по крайней мере в то время, когда я буду читать ей сказки...

Для актера Федора Лаврова, исполнившего в фильме роль полицейского Славы Ляпина, это второй проект об андроидах. Первым был сериал "Лучше, чем люди". Актер поделился впечатлениями от работы с корреспондентом "РГ".

Федор, когда вы взяли в руки сценарий "Проекта…", что вас больше заинтересовало: присутствие в нем робота или комедийно-драматические коллизии сюжета?

Федор Лавров: Я бы сказал, что это был микс того и другого. Конечно, вначале заманила девушка-робот, а потом я стал вчитываться в историю и проникаться к тому парню, которого мне предложили сыграть.

А то, что ваш герой любит проститутку, вы это сразу приняли?

Федор Лавров: А что тут такого удивительного? Совершенно нормальное явление. История знает миллион таких примеров.

Да, в частности друг Герцена Огарев женился на лондонской проститутке. Но все же у нас это если не табуированная тема на телеэкранах, то и не растиражированная.

Федор Лавров: Но от этого она не становится необычнее. Проституция - одна из профессий, вот и все. Конечно, если бы был морализатором, то покачал бы головой и поцокал языком: "Господи, как такое возможно!" Но по мне это все надуманные конструкции, не имеющие ничего общего с реальной жизнью.

Вы многое умеете прощать - в силу профессии или характера?

Федор Лавров: Да, бог наградил меня этой способностью. Признаюсь, не всегда это легко дается, но все же могу простить все или почти все. Вот только с предательством сложно. Но и тут, если человек, предавший меня, раскается, я не то чтобы прощу его, просто перестану думать о нем, вести какие-то внутренние споры, обвинять его. Сделаю глубокие выводы о человеке и буду жить дальше.

Конечно, те, кто подсел на "Проект "Анна Николаевна", уже ждут его продолжения. Тем более что финал открытый, и линию, например, вашего героя можно развивать и развивать. Как вы думаете, что зацепило зрителей?

Второй сезон сериала "Ведьмак" получил новое название

Федор Лавров: Мне кажется, тот же самый микс, о котором я говорил. С одной стороны, это "ментовский сериал", которые любят еще с советских времен, когда выходили "Следствие ведут знатоки". Да и во всем мире любят детективные расследования. Но в то же время это фантастическая комедия, причем "народная". Авторы сумели поднять, например, такой важный философский вопрос, как взаимодействие человека и робота (а философией техники занимались многие мыслители, Хайдеггер, Ясперс в частности), и в то же время не перегрузить сериал заумными вещами. Получился легкий, ироничный, временами захватывающий фильм, который понятен всем без исключения. Поэтому нет ничего удивительного, что зрители хотят продолжения…

По сути, роботизированная Анна Николаевна - тот же супергерой, которые, спасибо Голливуду, несколько десятков лет спасают обиженных и оскорбленных.

Федор Лавров: Можно и так сказать, но мне в Анне Николаевне больше видится наше сказочное архетипическое, вроде царевны-лебедь…

Но в отличие от царевны-лебедь американские супергерои вызывают белую зависть и мечты: "Я бы хотел обладать вот такой-то супервозможностью"… У вас были такие мечты, хотя бы в детстве?

Федор Лавров: Ну разве что в детстве. И то достаточно отвлеченно. Да, было бы круто уметь летать. Читать чужие мысли. Мгновенно перемещаться в пространстве…

Федор Лавров: "Мне в Анне Николаевне видится сказочная царевна-лебедь"

Телепортация - уже не детские мечты, как и чтение мыслей. Вас не пугает такое будущее, где все будет подконтрольно, даже мысли?

Федор Лавров: Да нет, я не очень верю в это. Во всяком случае я убежден, что на нашем веку, да и на веку наших детей, это все будет находиться в области научной фантастики. И потом люди уже сейчас задумываются о своей интеллектуальной безопасности. И если будут создавать разумные машины, то, скорее всего, следуя трем законам робототехники, сформулированным Айзеком Азимовым еще 80 лет назад, главный из которых гласит: "робот не может причинить вред человеку".

Хорошо, чтение мысли - из области фантастики, но киборгизация - вот она, уже сегодня. Экзоскелетами, управлением мозговыми волнами с помощью электродов никого не удивишь… Вы бы хотели иметь гипервозможности? Не летать и читать мысли? А чтобы тело обладало большей мощностью?

Федор Лавров: Концепция трансгуманизма, которая продвигает идею улучшения умственных и физических возможностей человека, признаюсь, мне не близка… Понимаете, это обоюдоострая вещь. Зачем мне учить английский язык, если я могу воткнуть себе в голову чип и тут же заговорить по-английски?

Мечта многих! Что ж в этом дурного?

Федор Лавров: Ну а вдруг этот чип заглючит? И что тогда? А потом, надо понимать, что, если мы будем идти к цели такими короткими путями, мы сведем практически к нулю нашу мозговую деятельность. А когда нервная клетка простаивает без нагрузки, у нее включается механизм самоликвидации. И в итоге наш мозг просто-напросто атрофируется. Поэтому я за то, чтобы использовать технологические достижения лишь как помощников. Когда я учился, в России только начали появляться калькуляторы. Поскольку математика никогда не была моей сильной стороной, мне ужасно хотелось иметь эту машинку и не мучиться с умножением и делением. Но отец купил калькулятор только тогда, когда я научился уголочком делить и столбиком умножать. Я прошел этот путь, и калькулятор стал мне в помощь, но он не заменил мне мое умение считать.

Если развивать тему интеграции роботов в нашу жизнь, то как бы вы отнеслись, если бы рядом с вами на сцене или на съемочной площадке оказалась такая вот Анна Николаевна? Она бы круче пела и танцевала, это точно. Но был бы у нее шанс эмоционально захватить зал?

Федор Лавров: В принципе, в самом присутствии андроида в труппе театра уже нет ничего фантастического. Ну а дальше все упирается в талант. Будет ли у этой роботизированной актрисы талант? Можно ли талант сконструировать? Если да, то человечеству на этой планете больше делать будет нечего. Потому что мы уже с вами заходим в область души. И тут вспоминается знаменитый роман Филип Дика "Мечтают ли андроиды об электроовцах"…

…Который все точно знают по его экранизации, получившей название "Бегущий по лезвию".

Вышел первый трейлер сериала "О дивный новый мир"

Федор Лавров: Да, и главное отличие человека от андроида - в способности испытывать эмпатию, то есть сопереживание. Если машина будет "мечтать об электроовцах", значит, она научится сопереживать. И значит, у нее будет душа. Ну а раз так, то речь идет о новом биологическом виде, который сместит homo sapiens, как когда-то человек сместил неандертальца. Нормальное явление, и если оно и в самом деле реально, к этому стоит отнестись философски. Но все же я не верю, что такое возможно. Уж слишком сложна структура нашего сознания. Насколько я помню, головной мозг человека состоит из 86 миллиардов нейронов. Так что сконструировать машину, полностью идентичную человеку, все же, наверное, невозможно. И вообще, мне кажется, реальность будет сильно отличаться от того, как мы ее представляем себе сегодня…

Да, еще совсем недавно многие были убеждены, что будущее за виртуальным искусством. В том числе виртуальным театром. Что скажете по поводу попыток театров найти себя в онлайн-пространстве, которые обострились в период локдауна?

Федор Лавров: Если это и был поиск нового языка и нового способа коммуникации, то лично мне видна беспомощность этого поиска. Ни один театр по просмотрам так и не смог сравниться с популярными блогерами.

Но подождите, возможно, все дело в том, что это только начало пути.

Федор Лавров: Надеюсь, что и конец. Я не сторонник виртуализации театра. Все-таки главная ценность театрального искусства именно в его "трехмерности". В том, что нечто рождается "здесь и сейчас", на глазах зрителей, из живого взаимодействия актеров между собой, когда на течение спектакля влияет все, от взгляда партнера до его реакции на шуршание конфетной обертки в зрительном зале. Эти сложные настройки ни по какому зуму невозможно передать. Я не знаю, насколько внедрятся в нашу жизнь роботы и киборги, но пока хочется живого общения, с партнерами в том числе. Не случайно, когда я думаю о возможном продолжении сериала "Проект "Анна Николаевна" я прежде всего думаю об актерской команде. За время съемок мы стали родной бандой. И только ради нее стоило бы вернуться в проект…

ТВ и сериалы