23.07.2020 08:38
Екатеринбург

Какие механизмы поддержки предложат производителям комплектующих

Государство поддержит производство комплектующих для машиностроения
Текст:  Валентина Пичурина Наталия Швабауэр
Российская газета - Экономика УРФО: №161 (8215)
Минпромторг объявил о запуске второго этапа программы импортозамещения - развитие собственного производства ключевых видов оборудования, комплектующих и материалов. В ближайшее время чиновники проанализируют критичную для импортозамещения номенклатуру.
/ iStock
Читать на сайте RG.RU
Уральским промышленникам предложили страховать экологические риски

В ходе одной из ключевых сессий проекта "Иннопром онлайн" Минпромторг продемонстрировал систему балльной оценки локализации на примере автопрома. Чтобы получить полный комплект мер господдержки, в 2020-2021 годах производителю достаточно набрать 1500 баллов, в 2025-м - 3701, а к 2028-му - уже 5400. Для понимания: у "Хенде Соляриса", собираемого в России, пока 1410 баллов, но, если планы строительства завода автодвигателей в Санкт-Петербурге реализуются, модель получит сразу плюс 550 баллов. Локализация коробки передач "стоит" дороже - 600, самое ценное - системы управления (1400 баллов) и НИОКР (2000). Аналогичный подход применяется к поставщикам компонентов, допустим, за производство коленчатых валов и цилиндров из российского сырья и материалов начислят 95 баллов. Всего выделено 13 компонентных групп и 150 критических технологических операций. До конца года механизм оценки планируется согласовать.

По словам заместителя министра промышленности и торговли РФ Александра Морозова, в этом году на поддержку спроса, включая прямые и опережающие закупки транспорта в интересах госзаказчиков, а также на льготное кредитование и лизинг выделено 45,5 миллиарда рублей. Это должно простимулировать приобретение более 200 тысяч автомобилей.

Промышленники дополняют: помимо увязки спроса и потребления нужна программа импортозамещения компонентов. По предварительным подсчетам, она обойдется в 240 миллиардов рублей на пять лет, но принесет эффект и самому автопрому, и смежным отраслям - металлургии, нефтехимии, легкой промышленности, радиоэлектронике и IT.

- Одно рабочее место в автомобильной промышленности создает в производстве 5-7 компонентов. В последние годы доля импортных комплектующих выросла в 1,5-3 раза из-за изменения стандартов безопасности и экологичности транспорта, а также стремления производителей соответствовать ожиданиям потребителей по качеству. Если все оставить как есть, две трети господдержки пойдет на создание рабочих мест в США, Китае, Корее, Европе. За десять лет промышленной сборки мы уменьшили импорт готовых машин, но почти вытеснили отечественные марки, а выпуск новых не привел к росту добавочной стоимости и спроса на отечественные автокомпоненты, что угрожает технологической безопасности страны, - рассуждает президент Группы ГАЗ Вадим Сорокин.

Виртуальный "Иннопром" оказался востребован экспертами и зрителями

Пандемия и разрыв технологических цепочек подтолкнули импортозамещение и в железнодорожном машиностроении. На днях холдинг "Синара-Транспортные машины" (СТМ) приобрел 49 процентов акций "Вагонмаша". Он станет одной из ключевых площадок совместного предприятия "Синара-Шкода", созданного в декабре 2019 года. В развитие мощностей в 2020-2021 годах инвестор собирается вложить 1,5-2 миллиарда рублей. Это позволит производить не только современные трамваи и троллейбусы, но и вагоны метро в России. Также предполагается сопровождение продукции на всем жизненном цикле. С учетом того что недавно СТМ выкупил контрольный пакет компании "РСП-М", в составе которой предприятия в десяти регионах России, в том числе в Челябинской области, модернизируют также рельсошлифовальные поезда.

- Новые подходы востребованы на сети РЖД, а также могут найти применение в городском легкорельсовом транспорте, - прокомментировал сделку генеральный директор СТМ Виктор Леш.

Холдинг, который ранее занимался техникой для междугородных перевозок, теперь намерен участвовать и в комплексном обновлении общественного транспорта в российских городах-миллионниках. На апрельском совещании у президента прозвучала фраза, что в 10-15 мегаполисах программы уже готовы к старту, в том числе в Екатеринбурге и Челябинске. Решится ли уральская столица на концессию в сфере электротранспорта, пока непонятно: разговоры об этом шли с осени 2019 года, но конкретика так и не прозвучала. Первая линия скоростного трамвая от Екатеринбурга до Верхней Пышмы длиной 5,5 километра обошлась региональному бюджету более чем в миллиард рублей. Укладка рельсов еще не завершена, по ним будут курсировать низкопольные трамваи со скоростью до 60 километров в час. Ветки в микрорайоны Академический и Солнечный пока только на бумаге.

Новые автобусы для уральского мегаполиса, к слову, закупают либо в Беларуси, либо в Татарстане. Когда мы попытались узнать, как к инициативе Минпромторга относятся на Курганском автобусном заводе, оказалось, что предприятие "в корпоративном отпуске". В областном департаменте информационной и внутренней политики пояснили, что руководители транспортных организаций и ИП самостоятельно принимают решение о приобретении автобусов той или иной марки. Организатор перевозок устанавливает только класс транспортного средства для конкретных маршрутов.

Эксперты усмотрели предпосылки для роста промышленности

Между тем многие эксперты уверены, что поддержка не "финишеров", а поставщиков 2-3 порядка, среди которых много малых и средних предприятий, пойдет на пользу всей отрасли. Причем не обязательно изобретать колесо.

- Можно кооперироваться с иностранными компаниями с учетом национальных интересов. Это уменьшает время выхода технологии на рынок. Пример успешного СП - завод "Уральские локомотивы": электрички "Ласточка", курсирующие по Москве и между регионами, локализованы уже на 80 процентов, - отмечает президент Siemens в России Александр Либеров. - В прошлом году мы подписали соглашение с РЖД о создании инжинирингового центра. Первое задание - проектирование высокоскоростного поезда. Он может быть выпущен еще до 2025 года. Мы передаем знания, инжиниринговые услуги, но поезд будет разработан в России и для российского рынка.

Компетентно

Марина Вшивцева, исполнительный вице-президент Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей (СОСПП):

- Тема поддержки поставщиков поднималась на протяжении двух последних лет. В частности, на выставках "Иннопром" 2018-2019 годов проводили форум компонентов, где крупные производители общались с местными поставщиками. Из 100 переговоров примерно десять процентов вылились в контракты. Кроме того, ГИС Промышленности наконец дошла до той стадии реализации, когда заводы могут выстраивать цепочки поставки исходя из информации в ней.

Согласно аналитике, которую СОСПП собирает ежегодно, на первом месте всегда стоит проблема спроса: кому продавать? На втором - обеспечение качественного финансирования по всей цепочке. Предложение Минпромторга как раз про это. К примеру, в пандемию ОПК показал себя одной из наиболее устойчивых отраслей, увеличилась сумма авансирования контрактов, появились заказы, которые планировались только в конце года или в следующем. Но финансируются головные компании, а комплектовщикам деньги доходят с большим временным лагом. Если эта проблема будет решена с помощью нового механизма, выиграет вся экономика.

Почему отрабатывать его решили именно на транспортном машиностроении? Потому что там очень много предприятий задействовано в кооперации. По национальному плану восстановления экономики в крупные инфраструктурные проекты будет вложена серьезная часть бюджета. Но само по себе строительство дорог, в том числе скоростных железнодорожных магистралей, ничего не даст, если по этим дорогам не будет ездить современный транспорт.

Екатеринбург Челябинск Урал и Западная Сибирь Минпромторг