26.08.2020 04:21
Экономика

В Архангельске построят новое жилье взамен ветхого

Врио губернатора Поморья - как переселить людей из ветхого жилья в новое
Текст:  Татьяна Сухановская (Архангельская область)
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №190 (8244)
О домах, которые придут на смену съехавшим со свай архангельским деревяшкам, о дорогах Западной Арктики и новом "доме" для шедевров Русского Севера "Российской газете" рассказал врио губернатора Архангельской области Александр Цыбульский.
/ Иван Малыгин
Читать на сайте RG.RU

Александр Витальевич, во время недавней встречи с президентом вы затронули одну из сложнейших проблем региона: ветхое жилье. Так, в Архангельске за полтора года съехали со свай десять домов. Для того, чтобы люди снова не оказались под открытым небом, нужно дополнительно построить десять новых…

Кабмин направит 50 млрд рублей на расселение граждан из аварийного жилья

Александр Цыбульский: Я удивлен, с каким спокойствием в Архангельске все относятся к такой экстраординарной проблеме, как сходящие со свай дома. Это равноценно наводнению или пожару, и хорошо еще, что все обходилось без жертв. Люди днем и ночью живут в постоянном напряжении, что их дом может в любой момент упасть! Поскольку иных правовых способов решить эту проблему нет, а также учитывая тенденцию сокращения доходов регионального бюджета в 2020-м, я решился попросить президента о выделении дополнительных средств на расселение домов, не вошедших в федеральную программу переселения из ветхого жилья. Президент согласился со мной в том, что это угрожающие для жизни людей ситуации. Через три дня после встречи с ним в Архангельск приехала делегация руководства Фонда реформирования ЖКХ, которая все очень подробно отработала. По уточненным данным, под угрозой схода со свай в Архангельске оказались 129 домов.

Участки для комплексной застройки города уже готовы. Но многие из жильцов нуждаются в срочном решении этой проблемы, а любое строительство - это цикл, год - полтора минимум. Поэтому рассматриваем еще один вариант, который мы уже начали применять в НАО. Его суть - дать людям право в рамках стоимости квадратного метра, определенной в регионе, покупать жилье как на первичном, так и на вторичном рынке - но только соответствующее всем нормам (кстати, в округе мы не ограничивали людей в выборе региона).

Это решает сразу несколько проблем - во-первых, дает возможность людям переехать из аварийки, во-вторых, подстегивает спрос на жилье, в-третьих, фиксирует цену: застройщики не смогут ее завышать, чтобы получать гарантированное финансирование из бюджета и формировать гарантированный спрос, под который смогут "подгонять" стоимость квадратного метра. Кстати, кто-то из людей сможет позволить себе квартиру лучшего качества, доплатив из своего кармана или взяв ипотеку, что в итоге поможет нам снизить падение спроса на коммерческие жилье.

Кроме того, строительная отрасль - один из самых больших мультипликаторов для экономики. Увеличивая ее объемы, мы добиваемся того, что все сопутствующие отрасли тоже начинают работать, значит, будут создаваться новые рабочие места, будет пополняться бюджет.

Сегодня в Поморье обсуждают решение по строительству асфальтовой трассы в Онегу, о котором также говорилось на встрече. Уже на следующий день журналисты "Российской газеты" проверили состояние дороги: мы успели преодолеть лишь сорок километров этой "стиральной доски" - двигатель начал давать сбои.

Александр Цыбульский: Я неслучайно эту дорогу выделил в качестве приоритетной. С одной стороны, она раскрывает потенциал западной части региона, которая сильно уступает центральным и южным: это и красивейшие места Белого моря, интересные туристам, и, что особенно важно, преференции для территории опережающего развития, созданной в Онеге несколько лет назад. Все преимущества, которые мы создали для ТОР, без транспортной доступности не будут реализованы.

С другой стороны, эта дорога в перспективе даст транзитный выход в Карелию и Мурманск, а также очень короткое плечо до Финляндии, что важно для наших экспортеров. В дальнейшем магистраль вышла бы на юг через трассу М-8 и смогла бы получить статус федеральной, став международным коридором федеральной транспортной сети. А любой транзит через регион - это и дополнительные средства в бюджет.

Следующий шаг нам нужно сделать на восток, чтобы связать Мезень, Несь, Индигу, Нарьян-Мар, а также уйти "вниз" на Сыктывкар. В итоге мы бы получили автомобильную дорогу вдоль трех морей, Белого, Баренцева и Карского, оживили бы побережье Западного сектора Арктики, открыв совершенно другие возможности для развития рыбопромышленного комплекса, портовой инфраструктуры. Вот вам развитие Севморпути, которое пойдет не только через глобальные инфраструктурные проекты.

Вместе с тем, для увеличения грузопотока по Севморпути до 80 миллионов тонн портовых мощностей советского периода сегодня явно недостаточно. Поэтому со следующего года в практическую стадию должно перейти решение по строительству порта в Индиге. А при условии строительства участка железной дороги Карпогоры - Индига мы рассчитываем на четыре миллиона тонн грузовой базы - причем сразу и в начале. С учетом того, что Индига будет строиться под таймырский уголь, который там планируется перегружать на большие суда, уже на старте можно будет давать пять миллионов тонн грузов, а в дальнейшем и более.

По поводу еще одной темы встречи - строительства фондохранилища для архангельских музеев. Сегодня есть люди, которые говорят - зачем нам "склад" картин в центре города, уже лучше построить еще один музей…

В России к проблеме аварийного жилья привлекут девелоперов

Александр Цыбульский: Поездив по области, я был удивлен богатством, которое сохранилось на этой земле - и архитектурным, и духовным. Но, узнав, в каком состоянии находятся фонды наших музеев, увидев, какие шедевры там хранятся, я испугался: если мы не сможем создать нормальные условия для хранения этих экспонатов, в какой-то момент министерство культуры РФ передаст северные иконы XVI, XVII, XVIII веков, а также полотна великих русских художников в Петербург или Москву. Мы сильно отстали от большинства крупных городов, где этот вопрос решен. А шедевры с каждым годом требуют все более бережного отношения. Если с ними что-то произойдет, это будет сложно себе простить.

Здание фонда будет выдержано в архитектуре старого города и сможет соответствовать всем техническим требованиям. Если мы вместо него построим новый музей, в какой-то момент окажется, что в нем нечего будет выставлять! Да, в фондохранилище планируется открыть и выставочную площадку, куда смогут приходить посетители. Но основная наша задача сделать технологически современное помещение, чтобы обеспечить сохранность экспонатов на все сто процентов.

Можете назвать шедевры, которые вас потрясли?

Александр Цыбульский: Неизгладимые впечатления оставил Сольвычегодск с его храмами - наследием Строгановых. Я сегодня много о них читаю. Никогда так глубоко не понимал роль Строгановых в истории России, относился к ним больше, как к богатым промышленникам и меценатами. Но когда узнал, что вся команда Ермака здесь, в Сольвычегодске, оснащалась, что освоение Сибири и Дальнего Востока начиналось именно на этой территории, что во времена Ивана Грозного огромная часть бюджета состояла из займов Строгановых, по сути, содержавших всю страну… Вот он, культурно-генетический код, заложенный в людях! А когда я впервые приехал в Верколу и увидел северные избы, сохранившиеся в ней… Если честно, мне до сих пор сложно поверить, что эти огромные бревенчатые пятистенки-усадьбы принадлежали простым крестьянам. Я сейчас начинаю понимать менталитет людей, живущих в Архангельской области столетиями.

Кстати

Вчера в Архангельске министр строительства и ЖКХ РФ Владимир Якушев и врио губернатора Поморья Александр Цыбульский вручили десяти архангельским семьям - бывшим жильцам аварийных домов - договоры найма и ключи от квартир в новостройке на проспекте Московском.

Владимир Путин обсудил с главой Архангельской области проблемы региона

Получая ключи, одна пожилая женщина расплакалась: "Хоть поживем по-человечески..."

Министр и глава региона также осмотрели несколько квартир - качество строительства их вполне устроило. Сдача этой новостройки позволила освободить в городе еще десять жилых помещений под маневренный фонд.

По словам Владимира Якушева, программа переселения из непригодного жилфонда в Архангельской области - одна из самых масштабных в стране. Но, несмотря на все сложности, минстрой совместно с регионом рассчитывает выполнить ее в срок.

Жилая недвижимость Инфраструктура Архангельская область Северо-Запад