31.08.2020 18:45
Культура

Юбилей композитора Андрея Петрова отметят большим фестивалем

Юбилей известного композитора отметят большим фестивалем
Текст:  Евгений Малышев
Российская газета - Федеральный выпуск: №194 (8248)
Трудно встретить в нашей стране человека, который не смог бы вспомнить и напеть мелодии из фильмов "Человек-амфибия", "Берегись автомобиля", "Я шагаю по Москве", "Жестокого романса" или "Служебного романа". Автором музыки ко всей этой киноклассике был композитор Андрей Петров. Публика более продвинутая, филармоническая знает его и как автора балетов, опер, симфонических сочинений.
/ Юрий Белинский / Фотохроника ТАСС
Читать на сайте RG.RU

К юбилею композитора - 2 сентября ему исполнилось бы 90 лет - фонд Андрея Петрова при поддержке министерства культуры проводит Всероссийский фестиваль, посвященный композитору. Это порядка 20 концертов по всей стране. В четырнадцатый раз проводится Открытый конкурс композиторов имени Андрея Петрова - пришло больше 300 заявок, на заключительном концерте в большом зале Петербургской филармонии исполнят произведения финалистов, композиторов из России, Италии, Великобритании и США. А в октябре откроется выставка "Ваш Андрей Петров", как реальная, так и виртуальная. Об осеннем марафоне памяти своего дедушки "РГ" рассказала внучка Андрея Павловича, артистка мюзикла Манана Гогитидзе.

Как создавал шедевры потерявший слух композитор Бетховен

На официальном сайте фонда Андрея Петрова будут представлены рукописи, афиши, 3D-модель кабинета композитора, редкие фото... То есть посетители смогут приблизиться к его "месту силы"?

Манана Гогитидзе: Источником вдохновения для дедушки был и родной дом, и Ленинград-Петербург в целом. Андрей Павлович жил на Петровской набережной, любил прогуливаться мимо домика Петра у Троицкого моста. Когда в детстве мы с братом приходили в гости к бабушке с дедушкой, беспокоить его в кабинете, когда он работал, было нельзя. Хотя чаще он уезжал работать в уединении в Репино, в дом творчества композиторов. У него там был любимый коттедж, в котором раньше часто останавливался Шостакович. Возле коттеджа бюст Шостаковича, а в кабинете - памятная доска, посвященная дедушке.

Можно сказать, что Андрей Петров был вполне благополучен и устроен - но нельзя назвать его композитором "номенклатурным". Как это ему удалось?

Манана Гогитидзе: Он просто был очень органической личностью. Вроде и председатель ленинградского отделения Союза композиторов - но держался очень просто, по городу ходил пешком, ездил на метро. Дедушка был депутатом то районного масштаба, то всесоюзного. Это отнимало много времени, и порой он сочинял музыку прямо на заседаниях. Сочинял песни, но не менее важной считал работу в академических жанрах: балеты "Сотворение мира" и "Пушкин", оперы "Петр Первый" и "Маяковский начинается", симфоническая и камерная музыка. В его творчестве всегда был баланс: если чувствовал перевес в сторону легкой музыки, начинал погружаться во что-то серьезное.

Над мюзиклом "Капитанская дочка" он работал с дочерью, когда у нас еще и жанра такого не было

Существует ли какая-то часть наследия композитора, все еще не дошедшая до слушателя?

Манана Гогитидзе: Есть одна больная тема - мюзикл "Капитанская дочка", над которым дедушка работал вместе с моей мамой, своей дочерью Ольгой Петровой, когда у нас еще не было как такового жанра мюзикла. Это был совместный проект с американским театральным центром Юджина О"Нила. Премьера состоялась в 2002 году в Бостоне. Мы ездили на нее всей семьей. Потом спектакль был показан в Петербурге в полуконцертном исполнении. К нам привозили бродвейских актеров, они давали студентам мастер-классы. Исполняли главные роли, а мы, студенты, были массовкой. Дали несколько спектаклей в Эрмитажном театре и Учебном театре на Моховой. Сейчас пытаемся небольшими отрывками вводить мюзикл в наши концерты в БКЗ "Октябрьский": в прошлом году показали двадцатиминутный фрагмент, в этом году готовим еще один. Но мюзикл из истории царской России на сцене - дело недешевое, камерной сценой не обойтись.

Выступление Queen 1985 года признали лучшим концертом в истории

Пока вы единственная двукратная обладательница премии "Золотая маска" в номинации "лучшая актриса в оперетте или мюзикле" (за роли в мюзиклах "Бал вампиров" и "Русалочка"). Трудно было подниматься к вершинам мюзикла?

Манана Гогитидзе: Моя первая серьезная роль была мама Мортон в спектакле "Чикаго". Если говорить о "Стилягах", то спектакль получился очень ярким и пронзительным - вроде и про прошлое, и про нас сегодняшних. Я не в первый раз работаю в Москве, и для меня это непросто. Я корнями вросла в Петербург, и когда выпускалась "Русалочка", у меня был совсем маленький ребенок - приходилось буквально разрываться между городами. Работа в Театре наций была немного проще благодаря режиссеру Алексею Франдетти: он планировал репетиции так, что я могла совмещать их с работой в Петербурге. На период постановок в Москве я становлюсь постоянной пассажиркой "Сапсана". Иногда уезжала рано утром, а вечером, отрепетировав в Москве, уже была дома. Но быть востребованной в двух столицах - это ли не счастье для артиста?!

Классика