05.09.2020 16:50
Культура

Московская филармония открыла сезон выступлениями пианиста Люки Дебарга

Текст:  Северьян Цагарейшвили
Новый сезон Московской филармонии, несмотря на закрытые из-за пандемии границы с ЕС, начался с выступлений французского пианиста Люки Дебарга. Музыкант играет три концерта в филармонических залах - имени Сергея Рахманинова в "Филармонии-2" и в Зале Чайковского. В двух первых программах Дебарг выступает с Симфоническим оркестром Московской филармонии под управлением Юрия Симонова, третий концерт - сольный, составленный из собственных сочинений пианиста, а также из произведений Скарлатти, Баха и Стефана Дельпласа. Люка Дебарг рассказал "РГ" о музыкальной жизни во Франции, музыкальном карантине и программах, которые он исполняет:
/ пресс-служба Московской филармонии
Читать на сайте RG.RU

Вы - первый иностранный музыкант, приехавший в Москву после пика пандемии. Как вам удалось пересечь закрытые границы с Россией?

Люка Дебарг: Конечно, я столкнулся с некоторыми формальностями, но этим занималось мое агентство: оно связалось с Московской филармонией, и я получил разрешение на въезд. Эмоционально же, пока пандемия еще не до конца побеждена, невозможно чувствовать себя в полной безопасности, когда я нахожусь в сотнях километров от дома. Но я как будто ощущаю себя ближе к своим предкам - пианистам, которые в начале прошлого столетия переплывали океаны, чтобы дать концерт на другом конце света.

Чем Вы занимались в длительное карантинное время?

Люка Дебарг: Карантин я провел в своем доме за городом. Там у меня электронное фортепиано, поэтому я занимался даже меньше, чем обычно. Но у меня появилась возможность делать то, на что в условиях сложного концертного графика времени остается крайне мало: я сочинял музыку, изучал гармонию, много читал. В такие времена всегда начинаешь смотреть на жизнь под другим углом.

Ариадна Рокоссовская презентовала на ММКЯ книгу "Утро после Победы"

Когда ты существуешь в режиме постоянных гастролей и разучивания программ, остается очень мало времени на внутренние переживания, на осознание своего места в жизни. И если у меня появляется свободное время, я всегда стремлюсь посвятить себя общению с друзьями и созданию семьи. Искусство не заменяет жизнь, и у каждого артиста, помимо его любви к искусству, есть и другие, общечеловеческие интересы и желания. И все же спустя несколько месяцев карантина мне стало не хватать живых выступлений: как исполнителю мне необходимо поддерживать контакт с публикой.

Сейчас, когда весь мир постепенно возвращается к обычной жизни, как обстоит дело с концертной жизнью во Франции?

Люка Дебарг: Во Франции этим летом лишь некоторые музыкальные фестивали смогли состояться - в основном в формате open-air, а на концертах строго соблюдались меры безопасности и социальной дистанции. Большинство же запланированных фестивалей были полностью отменены. По культурной жизни пандемия ударила, пожалуй, больше, чем по любой другой сфере: финансовая ситуация просто катастрофическая, некоторые учреждения и агентства оказались на грани банкротства. Мы все еще ждем полноценной реакции от государства, но, к сожалению, культура на данный момент вовсе не является приоритетной областью. Это можно понять: сейчас все меры направлены на здравоохранение и улучшение экономики. Но я верю, что и искусство не останется без помощи. Ведь, несмотря на существование интернета и передовых технологий, ничего не может заменить человеку поход на концерт или спектакль и ощущение живого звука.

Что вы выбирали для московских концертов, которые стали для вас первыми после пандемии?

Люка Дебарг: Первые две программы я должен был играть в Москве еще в апреле, но концерты тогда не состоялись. Я играю Второй концерт Прокофьева - впервые в Москве: до этого я выступал с ним только в Санкт-Петербурге. Это одно из моих любимых сочинений, и, хотя в нем очень много чисто технических сложностей, для меня его основная трудность в том, чтобы найти оригинальный подход к интерпретации. Прокофьевская звукопись полна контрастов: с одной стороны, композитор выразил в ней глубокую скорбь по поводу кончины своего близкого друга Максимилиана Шмидтгофа, которому и посвящен концерт; с другой стороны, в музыке прослушиваются характерные для Прокофьева таинственно-сказочные мотивы, как будто вдохновленные гением Гоголя. И эти два столь разных настроения существуют вместе, переходя друг в друга. Многие пианисты выбирают это сочинение для конкурсов, желая поразить жюри чистой виртуозностью: мне этот подход кажется неправильным, он разрушает всю поэзию этой музыки.

Новый директор объявил "особый сезон" Венской оперы открытым

Идея программы сольного концерта под названием "Вокруг Скарлатти" изначально принадлежит музыкальному продюсеру Рене Мартену, руководителю известного фортепианного фестиваля в Ла-Рок-д'Антероне. Мы решили выбрать произведения, как-либо связанные с музыкой Скарлатти, и в итоге остановились на том, чтобы начинать и заканчивать программу произведениями Баха - современника и ровесника великого итальянца. В центр программы мы поставили пять сонат Скарлатти, две моих пьесы и несколько произведений моего друга Стефана Дельпласа - современного французского композитора. Получился временной мост длиной более чем в триста лет. Надо сказать, что концепция моих собственных сочинений в чем-то близка творчеству Скарлатти: в них главное место занимают именно музыкальные идеи, а фортепиано предназначено исключительно для их выражения. Если взять произведения Шопена, Листа, Рахманинова, то там царят именно возможности инструмента и личность конкретного исполнителя. Мой подход более абстрактный. Поэтому моя задумка состоит в том, чтобы вся программа концерта прозвучала без аплодисментов между номерами: я хочу, чтобы зрители сосредоточились не на исполнении, а исключительно на музыкальной информации.

Когда вы планируете свои следующие концерты в России?

Люка Дебарг: В России ко мне впервые пришло признание, когда я завоевал четвертую премию на Конкурсе Чайковского: именно конкурс открыл мне путь в профессиональную жизнь и позволил поделиться с широкой публикой моим творчеством, которое до этого не покидало пределов моей комнаты и классов консерватории. Для меня важно приезжать в Россию, исполнять здесь самые разные программы, экспериментировать с репертуаром, в том числе редким, делиться с русской публикой редким репертуаром, например, музыкой Метнера, редкими сочинениями Скрябина. Многое есть в планах и многое хочется воплотить. Надеюсь, что ситуация в итоге придет в норму и мы сможем вернуться к полноценной жизни.

Справка "РГ"

Люка Дебарг начал профессиональные занятия музыкой в 20 лет и окончил Парижскую высшую школу музыки им. Альфреда Корто по классу фортепиано Рены Шерешевской, выпускницы Московской консерватории. Известность к пианисту пришла в 2015 году, когда он стал лауреатом и "сенсацией" XV Конкурса Чайковского в Москве. Большое место в его творчестве занимает русский репертуар: сочинения Скрябина, Прокофьева, Метнера, Рославца, Рахманинова, Чайковского. Дебарг также исполняет джаз, пишет музыку.

Классика