23.09.2020 20:55
Происшествия

Спецкомиссия выясняет детали побега заключенных в Дагестане

В Дагестане заключенные совершили побег из колонии, выкопав подземный тоннель
Текст:  Тимур Алиев ("Российская газета", Махачкала)
Российская газета - Столичный выпуск: №215 (8269)
Дерзкий побег из колонии строгого режима, расположенной возле дагестанского поселка Шамхал-Термен, в ночь на 23 сентября совершили шесть рецидивистов. Прокопав тоннель, они скрылись в неизвестном направлении.
/ Vesti.ru
Читать на сайте RG.RU

Около полуночи сотрудники охраны заметили на контрольно-следовой полосе следы подкопа. Осужденных стали пересчитывать и недосчитались шестерых. Выяснилось, что сбежали четверо местных осужденных и два уроженца Таджикистана. Все они отбывали долгие сроки - двое за убийство, остальные за незаконное приобретение, хранение и изготовление наркотиков. При детальном рассмотрении прокопанного заключенными тоннеля можно сделать вывод - к побегу они готовились не один месяц. Как узникам удалось добыть инструменты, куда они выносили землю и, главное, как все это осталось незамеченным охраной, выяснит специальная комиссия. В дагестанском управлении УФСИН детали побега и как беглецам удалось разузнать схему коммуникаций не комментируют.

В Дагестане возбудили дело о халатности из-за побега заключенных

Колония располагается в микрорайоне Загородный у поселка Шамхал-Термен - примерно в 15 километрах от Махачкалы. Источник "РГ" в УФСИН рассказал, что скорее всего у автодороги, расположенной рядом с колонией, беглецов ждали сообщники, которые вывезли их в безопасное место. Следственный комитет Дагестана возбудил уголовное дело по статье УК РФ "Халатность".

Между тем

В среду вечером власти Дагестана известили, что выплатят до одного миллиона рублей за оказание помощи в розыске беглецов. "Деньги уже выделены из бюджета республики", - рассказал глава республики Владимир Васильев. Кроме того, он напомнил, что в случае явки преступников с повинной закон предусматривает смягчение ответственности. "И мы будем всячески этому способствовать", - добавил Васильев.

Досье "РГ"

Чем обычно заканчиваются побеги из тюрьмы?

Как-то несколько лет назад делегация представителей ФСИН посетила колонию для молодых преступников в коммуне Уитикон в Швейцарии. "А сколько у вас заключенных находятся в бегах?" - поинтересовались российские гости у начальника колонии. "Человек пять, сразу не вспомню", - ответил начальник. Причина такого спокойного отношения местных тюремщиков в простом расчете: заключенный, сбегающий из тюрьмы, делает хуже себе. А в современном мире, как правило, бывшему заключенному банально некуда бежать. Разве что в лес. Во всех остальных случаях его рано или поздно поймают. Тогда придется отсидеть и то, что не отсидел, и дополнительно за побег.

У нас бегают редко. Как отмечают эксперты, по числу побегов наши места не столь отдаленные находятся на последних местах в мире. Впрочем, наши сидельцы умудряются совершать такие побеги, что прямо бери и пиши с них роман. Например, в 2012 году в Вологодской области заключенный Алексей Шестаков с несколькими товарищами улетел из колонии строгого режима в поселке Шексна, где сидят особо опасные преступники, на вертолете. То есть формально это побег, но на деле - полет. Сообщники захватили Ми-2 и направились на нем в колонию. Вертолет завис над зоной и спустил веревочную лестницу, по которой поднялась группа заключенных. Впрочем, и летать, и гулять им пришлось недолго. Беглецы-летуны высадились на окраине Вологды. Шестаков пытался уехать на такси, но был пойман и обезврежен через несколько часов. Его сообщников задержали через несколько дней.

За информацию о сбежавших в Дагестане заключенных заплатят 1 млн рублей

Но все же подкопы остаются одним из популярных способов побега.

Пожалуй, самый громкий случился 19 лет назад - в сентябре 2001 года. Тогда из "Бутырки" сбежали трое заключенных. Как отметила член Общественной наблюдательной комиссии по Москве Ева Меркачева, и тот побег, и нынешний объединяет одна деталь: в дагестанской колонии, как и в "Бутырке", шел ремонт. А это - всегда определенный беспорядок, даже в тюрьмах.

"На прогулке во внутреннем дворике мы нашли проволоку - толстую, метра полтора длиной, - рассказал Еве Меркачевой один из тех, "бутырских", беглецов (все они, к слову, по-прежнему находятся в местах не столь отдаленных). - Тайно пронесли ее в камеру, чтобы изготовить штырь. Когда точили проволоку об пол, то неожиданно получился паз глубокий в бетоне. Прыгнули в этом месте, и пол "лопнул". Ковыряли штырем, а все остальное - руками. Песок мешали с водой и в унитаз сливали. Кирпичи, которые вытянули, выбросили вниз, в подвал. В то время в "Бутырке" шли ремонтные работы, валялись кабели, домкраты, инструменты какие-то, журналы - видимо, их работники читали... Так что никто не заметил наших "отходов". Копали и вылазки мы делали по ночам, а днем отсыпались".

Двоих беглецов задержали в Московской области через три недели, третьему же удавалось скрываться около полутора лет. Его поймали в апреле 2003 года: грязный и тощий он вломился ночью в продуктовый магазин в подмосковном Томилино. Как рассказывали потом СМИ, все это время он скрывался где-то в лесах, жил чуть ли не в шалаше.

А в мае 2013 года четверо осужденных сбежали, сделав 20-метровый подкоп, из колонии строгого режима N 19 в поселке Маркова под Иркутском. Все они отбывали срок за убийства и разбои. Одного из беглецов поймали 10 июня в Осиновском районе Иркутской области, там он пытался устроиться на работу пастухом. Второй был задержан в июле в Улан-Удэ. Третий - тоже в июле. В правоохранительные органы его привел отец. 30 сентября удалось поймать последнего беглеца. Заключенный все 4,5 месяца просидел в таежном лесу, не общался с людьми и ел только то, что мог добыть.

Мосгорсуд подтвердил склонность экс-полковника Захарченко к побегу

Но самый необычный способ выбраться на волю придумал заключенный из "Матросской Тишины" Олег Топалов. Он проковырял столовой ложкой мягкий потолок в камере, проник в вентиляционную шахту и добрался до крыши соседнего здания. Спустившись с ограды "Матросской Тишины", беглец пошел в сторону находящейся рядом набережной Яузы. Там он поймал машину и уехал. Его поймали на следующий день в Измайловском парке в Москве. Двое полицейских, задержавших его, получили премию по 100 тысяч рублей.

Любопытен же этот случай еще тем, что позже заключенный был оправдан.

Подготовил Владислав Куликов

Тюрьмы ЧП Дагестан Юг России