"РГ" не раз писала о том, как фильмы "Китобой" и "Конференция" были оценены в программе "Дни Венеции". "Китобой" получил Гран-При, и это большая кинопобеда для страны. По итогам недавно завершившегося "Кинотавра" фонд "Кинопрайм" СМИ называли триумфатором. Семь из одиннадцати наград - у фильмов, которые поддержала эта структура Романа Абрамовича. Напомним, что тот же "Китобой" получил призы за лучшую режиссуру (Филипп Юрьев), за лучшую мужскую роль (Владимир Онохов), в также Диплом Гильдии киноведов и кинокритиков России. По мнению обозревателя "РГ", картина достойна того, чтобы быть рассматриваемой в числе тех проектов, который подаются от страны на "Оскар". Тем более что некоторые страны уже сделали свой выбор. Так, например, 24 сентября стало известно, что Украину на "Оскаре" в этом году представит фильм "Атлантида" Валентина Васяновича.
Но вернемся к "Кинотавру" и "Кинопрайму". У фильма "Конференция" - приз за лучший сценарий (Иван И. Твердовский, он же - режиссер). У ленты "Трое" Анны Меликян - приз за лучшую операторскую работу (Николай Желудович), у "Человека из Подольска" Семена Серзина - приз за музыку - автор оригинальной музыки к фильму группа OQJAV. А фильм Михаила Сегала "Глубже!" получил в Сочи специальный диплом жюри.
Исполнительный директор "Кинопрайма" Антон Малышев собрал представителей ведущих СМИ, чтобы поговорить о достижениях и планах. Антон Владимирович начал встречу с того, что поделился цифрами. За время работы фондом "Кинопрайм" получено более 300 заявок на финансирование. Поддержано 27 проектов на общую сумму 1,5 млрд рублей. Он подчеркнул, что треть поддержанных проектов - дебюты. По его словам, заявки на поддержку принимаются на всех стадиях производства проекта, их прием ведется непрерывно в течение года. А сумма поддержки со стороны "Кинопрайма" может составлять до 50% производственного бюджета и до 100 миллионов рублей.
После этого Малышев напомнил, что первый фильм, поддержанный фондом (это был "Текст" Клима Шипенко), в прокате посмотрели полтора миллиона зрителей, сборы составили 380 миллионов рублей. Более того, картина получила такие престижные награды, как премию "Золотой орел" - Лучший фильм года, Лучшая мужская роль в кино (Александр Петров), Лучшая мужская роль второго плана (Иван Янковский), Лучший монтаж фильма (Тим Павелко). А также премию Ассоциации продюсеров кино и ТВ (АПКиТ) как лучший полнометражный художественный фильм. И награду журнала "Кинорепортер" "Событие года".
Антон Малышев отметил и участие поддержанных "Кинопраймом" проектов в других кинофестивалях. Так, лента "Преступный человек" была в прошлом году участником программы "Горизонты" Венецианского кинофестиваля, получила Главный приз Международного фестиваля "Дух огня", Приз за лучший сценарий Минского Международного кинофестиваля "Лістапад" (Дмитрий Мамулия и Арчил Кикодзе), Приз за лучшую режиссуру 7-ого Босфорского кинофестиваля (Дмитрий Мамулия). Лента "Город уснул" Марии Игнатенко в этом году стала участником программы "Форум" Берлинского кинофестиваля, а новая работа Валерия Тодоровского "Гипноз" попала в конкурс грядущего Московского международного кинофестиваля, который пройдет с 1 по 8 октября.
Однако Малышев скромно умолчал о том, что еще два проекта, поддержанные "Кинопраймом", были отобраны в этом году в шорт-лист программы "Двухнедельник режиссеров" Каннского кинофестиваля. Речь о фильмах "Молоко птицы" Евгения Марьяна и "Общага-на-крови" - режиссерский дебют Романа Васьянова. Такой выбор дает право обеим картинам в следующем году право бесплатной подачи в Канны, но не гарантирует, что они попадут в программы. Пандемия - увы - сильно спутала планы кинематографистов. На крупные международные фестивали нацелился и новый фильм Кирилла Серебренникова "Петровы в гриппе"- также поддержанный фондом Романа Абрамовича.
Антон Малышев сделал акцент во время встречи на том, что "Кинопрайм" - фонд некоммерческий, но и не благотворительный. Все проекты проходят строгую экспертную оценку. Труд эксперта нелегкий - попробуй-ка прочитай и оцени триста произведений. По словам Малышева, главная задача фонда - поднять качество российского кино. Разумеется, напрашивался вопрос, доволен ли фонд качеством тех картин, которые поддержал. Обозреватель "РГ" задала его исполнительному директору. Антон Малышев честно признался, что не всегда, ошибки бывают. "И что вы в таком случае делаете? Не поддерживаете больше такие компании-производители?" На этот вопрос Малышев дал ответ, что в каждом конкретном случае ведется работа над ошибками. При этом отметил, что хотя в этом году количество поданных с целью получения поддержки заявок не возросло, видно, что повысилось их качество.
Важным из того, о чем шла речь на встрече, видится и тот факт, что "Кинопрайм" отработал пути взаимодействия и с Министерством культуры, и с Фондом Кино. Более того, в фонде думают о том, как выстраивать партнерские отношения и с другими организациями, который займутся поддержкой кинопроизводства. Так, например, о том, что будет осуществлять такую деятельность на "Кинотавре", объявила компания "МТС-Медиа". Радует, что фонд смотрит в будущее, сотрудничая с онлайн-платформами. Так, "РГ" сообщала о том, что "Кинопрайм" подписал соглашение с "КиноПоиском", что, впрочем, не связывает фонду руки. Если он захочет сотрудничать с другими сервисами - может это делать.
Остается добавить, что сейчас зрители, сотрудники и эксперты фонда ждут выхода проектов, которые находятся в производстве. Это, помимо названных выше, такие ленты, как "Чернобыль" Данилы Козловского, "Карамора" - Козловский начнет снимать фильм, как только закончит работу над "Чернобылем", "Воздух" (режиссер - Алексей Герман-мл.), "Без оглядки" (Кирилл Соколов), "Волны" (Михаил Брашинский), "Близость" (Григорий Добрыгин), "Хорошие девочки попадают в рай" (Дмитрий Месхиев), "Казнь" (Ладо Кватания), "Оставь печаль свою" (Том Шовал), "Папье - маше" (Виталий Суслин), "Офелия" (Игорь Поплаухин), "Гирокастра" (Юрий Арабов). Также фонд "Кинопрайм" решил поддержать анимационный фильм. Речь о картине "Гензель и Гретель" режиссера Алексея Замыслова. Таким образом, фонд раздвигает границы своей деятельности, показывая, что берется не только за арт-мейнстрим и авторское кино, но и за большие зрительские проекты.