Напомним, что в техническом регламенте Таможенного союза о безопасности колесных транспортных средств давно закреплен запрет на эксплуатацию в летний период (июнь, июль, август) машин, укомплектованных шинами с шипами.
А также запрещена в зимний период (декабрь, январь, февраль) эксплуатация автомобилей, не укомплектованных зимними шинами. Однако для применения этой нормы на практике она должна была быть закреплена в российском правоустанавливающем документе. Это требование решено внести в перечень неисправностей.
При этом в проекте документа указано, что по решению региональных властей летний и зимний периоды могут быть увеличены. Что разумно, поскольку страна у нас большая и продолжительность лета, а также зимы в Мурманске или в Ханты-Мансийске сильно отличается от Сочи или Севастополя.
Что же будет грозить нарушителям, которые попытаются в июне шлифовать асфальт шипами, когда документ будет принят? Наказание по части 1 статьи 12.5 Кодекса об административных правонарушениях - предупреждение или штраф 500 рублей.
При этом зимние шины должны быть установлены зимой на всех колесах автомобиля. Равно как и шипованные. То есть сэкономить у предприимчивых граждан, которые устанавливали шипованную резину только на ведущие колеса, не получится.
Идея закрепить сезонное использование шин в правилах ходила давно. Действительно, зимой удивляют и доставляют немало хлопот фуры, которые на обледеневшем асфальте не могут въехать на мост и собирают многокилометровые пробки.
Летом действительно странно ездить на шипах, тем более что тормозной путь у автомобиля увеличивается минимум в полтора раза. Не предназначены они для торможения на сухом и горячем от жары асфальте.
Однако сопротивление эта норма вызывала именно у владельцев фур и автобусов. Уж слишком дорогая зимняя резина для этой техники.
Кстати, именно дороговизна шин привела к тому, что протекторы на них восстанавливают. И для восстановленных шин в проекте широко и подробно расписаны запреты их использования. Например, запрещено устанавливать восстановленные шины, которые старше 7 лет. Или устанавливать шины с восстановленным протектором на переднюю ось. Конечно, владельцев легковушек это не касается. Легковые шины не восстанавливают. А вот владельцам грузовиков и автобусов придется внимательно прочитать эти новые требования, когда документ вступит в силу.
В требованиях к обзорности четко прописано, что запрещается эксплуатация автомобилей, у которых светопропускание ветрового стекла и стекол, обеспечивающих переднюю обзорность для водителя, менее 70 процентов. Надо сказать, что эта норма также взята непосредственно из технического регламента. Сейчас в перечне неисправностей указан ГОСТ, который предусматривает прозрачность ветрового стекла 75 процентов, а боковых передних - 70 процентов.
Еще одно новое требование. Если ветровое стекло все-таки окрашено или тонировано - в пределах оставшихся 30 процентов, - то эта тонировка не должна искажать правильное восприятие белого, желтого, красного, зеленого и голубого цветов. Зеркальная тонировка по-прежнему запрещена.
Отдельно прописано требование по светопропусканию этих стекол для бронированных автомобилей - оно должно быть не менее 60 процентов.
Запрещается также эксплуатировать автомобиль, у которого отсутствуют предусмотренные конструкцией противосолнечные козырьки. За это также могут оштрафовать на 500 рублей.