08.10.2020 14:10
Кинократия

Конкурс ММКФ: блокадная драма, турецкая антиутопия, депортация негров

Текст:  Дмитрий Сосновский
Сегодня Московский международный кинофестиваль подводит свои итоги. В основном конкурсе было представлено тринадцать картин. Мы отсмотрели все и предлагаем обзор, в рамках которого рассмотрим, из чего жюри главного киносмотра страны будет выбирать победителя.
Читать на сайте RG.RU

"Бесплодная невеста" (Индия)

Картина режиссёра Джадаба Маханты повествует об архаичных нравах индийской глубинки. Главная героиня - взрослая уже барышня, у которой так и не начались месячные, и это приговор: такую замуж никто не возьмёт. При этом у неё есть возлюбленный, готовый, несмотря на крайнюю опечаленность фактом "неполноценности" избранницы, ради неё махнуть рукой на невозможность завести с нею потомство. Но всё усложняет окружение обоих - мать жениха в ярости, да и родня девушки чувствует неловкость. В общем-то, почти ничего, кроме страданий несчастной пары, в "Бесплодной невесте" зритель не видит, если не считать сумбурно снятой и не слишком нужной аскетичному сюжету сцены насилия над семьёй второстепенных героев.

"Блокадный дневник" (Россия)

Безусловно, одна из сильнейших работ - а то и сильнейшая - в конкурсе. Отечественный чёрно-белый фильм Андрея Зайцева ("14+", документалка "Виктор Астафьев. Весёлый солдат") о блокаде Ленинграда. Он основан на воспоминаниях советской поэтессы Ольги Берггольц и её повести "Дневные звёзды", а также "Блокадной книге" Даниила Гранина и Алеся Адамовича. Действие разворачивается в первую зиму блокады, признанную самой тяжёлой за все 900 дней. Фильм делится на две части. В первой, особенно впечатляющей, молодая женщина идёт через весь город к отцу по заснеженному городу, усеянному трупами людей, погибших от голода и холода. Визуально мощная, пробирающая до костей работа, насыщенная историями, взятыми из реальных воспоминаний блокадников. Вторая часть, показывающая долгожданную встречу, тоже очень тяжёлая, но одновременно призвана дать немного тепла и надежды, чуть-чуть сглаживая впечатление от царившего в первой мрака.

"В тени" (Турция)

Весьма и весьма странный конкурсант прибыл к нам из Турции. Изначально всё выглядело многообещающе: турецкая антиутопия о технократическом будущем, разве не интригует? Однако просмотр ленты Эрдема Тепегёза оставил публику в состоянии лёгкого недоумения. Главный герой работает на обшарпанной угольной шахте, которая управляется неведомыми и невидимыми хозяевами через механические устройства слежения и репрессий. Самое страшное для него - потерять ненавистную работу, с которой могут выгнать за любую полученную травму. В конце концов, пообщавшись с механиком, постоянно несущим какую-то оторванную от реальности дичь о времени и пространстве, протагонист, как и положено, бунтует при поддержке невесть зачем находящейся на автоматизированной шахте лошади. Как, зачем, почему - на эти и другие вопросы ответов не будет. Такая вот дивная турецкая антиутопия.

"Гипноз" (Россия)

Валерий Тодоровский ("Страна глухих", "Мой сводный брат Франкенштейн", "Оттепель", "Одесса") задумал картину о пределах человеческого самоконтроля и контроля над окружающими. Мальчик Миша страдает лунатизмом и получает преступно мало внимания от моложавых и инфантильных родителей, отправляющих его к профессору-психотерапевту, чтобы тот его вылечил. Сразу обнаруживается, что гипнозу Миша не поддаётся. Вместе с Мишей профессора посещает очень легко внушаемая девушка - полная противоположность то есть. И вдруг она пропадает, чему профессор находит для Миши очень своеобразное объяснение, коим тот удовлетвориться не может никак. И начинает собственное расследование, которое приводит его к выводам одновременно неожиданным, прозаичным и обескураживающим. А мрачный и брутальный профессор закрепляет материал длинным программным спичем с трибуны, театрально проговаривая главную и единственную идею фильма, формулирующуюся примерно следующим образом: на вопрос о том, насколько далеко имеет право зайти наука в используемых средствах, ответить довольно трудно. Зрителя между тем начинает беспокоить совсем другой вопрос: стоило ли ради этой бесценной мысли битый час мутить воду.

"Дочь рыбака" (Азербайджан, Россия)

Снятая при участии России азербайджанская драма с лёгкой претензией на метафизическую задумчивость. В центре внимания (хотя фокус в середине картины куда-то зачем-то смещается) - девочка-подросток из рыбачьего посёлка на берегу Каспия. Её папа ушёл на лодке за добычей и не вернулся. Дальше начинается злобное и довольно утомительное противостояние семьи девочки, не решающейся устроить похороны своего пропавшего без вести главы, и соседей, считающих, что из-за того, что похороны всё никак не пройдут - с трупом или без, море не даёт рыбы, женщины не могут нормально рожать и так далее. Встречается, впрочем, и противоположная точка зрения - причём тоже основанная на суеверии, но менее популярная. Суеверий в фильме, живописующем замкнутое и глубоко консервативное общество, вообще много. Почти какая-то полнометражная азербайджанская версия "Слепой". А пока взрослые мракобесы ругаются, девочка скучает по папе и дружит с мальчиком-изгоем. Спойлер: ничего хорошего из этого выйти, конечно, не может.

"Как сыр в масле" (Израиль)

За рефлексию художника на предмет собственной состоятельности в этом году отвечает израильский фильм Гура Бентвича, играющего в собственном фильме относительно известного режиссёра, только что выпустившего новую картину. Первые показы демонстрируют неутешительные результаты: душевные излияния героя мало кого интересуют, но раздосадованный кинематографист убеждён, что все вокруг уроды и ничего не понимают. Как угорелый он носится по городу, страдая от непонятости и безразличия, попутно ссорясь со всеми вокруг и пытаясь найти деньги, чтобы расплатиться с теряющим терпение таксистом. Всё это было бы даже забавно и трогательно, если бы сей потерявший чувство реальности эгоцентрик был в состоянии вызвать если не симпатию, то хотя бы сочувствие, но его крикливая суета, перманентный моральный онанизм и саможалость тронут сердца разве что самых человеколюбивых.

"Мелодия струнного дерева" (Россия)

Детище Ирины Евтеевой сложно назвать фильмом в традиционном смысле слова - это такая оригинальная попытка визуализировать творчество Велимира Хлебникова. То есть задача изначально, сами понимаете, непростая и крайне амбициозная. Лента должна была получиться странненькой - такой она и получилась, но вот хорошо ли это? Множество вкраплений анимации, пёстрые костюмы, чудаческие хлебниковские словесные и смысловые эксперименты - короче, полный неожиданностей красочный трип… который так и оставляет открытым вопрос о том, реально ли наследие председателя Земного шара адаптировать для экранов. И нужно ли вообще пытаться.

"На дальних рубежах" (Россия)

Ещё один российский конкурсант - драма российского режиссёра Максима Дашкина. На российской военной базе в Киргизии местный сердцеед и "поэт", пишущий угловатые лирические стишки в газету части, заводит роман с женой своего командира. И это, разумеется, становится первым шагом к локальной, но серьёзной трагедии. Убийственно бесхитростный сюжетец, который, впрочем, наверняка зацепит любителей историй про страсть, любовь, месть, честь и тому подобные понятия, раскрывающиеся здесь с изяществом вальсирующего прапорщика. Ну и поклонников неповторимой страдальческой мимики Виктории Толстогановой - она играет эту самую жену.

"Предвыборная кампания" (Румыния)

Без румынского кино, конечно, никак. Хватает его и на этом ММКФ. В основном конкурсе побывала симпатичная комедия с мрачноватыми нотками (а как иначе о политике? Тем более - румынской) от обладателя Золотой пальмовой ветви (за короткометражку "Мегатрон", 2008) Мариана Крисана. Интересно, что она немного напоминает почти одновременно стартовавшего в нашем прокате "Идеального кандидата", хотя здесь, конечно, демонстрируются куда более бесхитростные политтехнологии. Некий министр и кандидат в евродепутаты, застряв из-за сломанной машины с водителем и пиарщиком в сельской глуши, пользуется гостеприимством простого тракториста, приютившего терпящих бедствие столичных гостей. И решает совместить приятное с полезным: преподнести своё вынужденное поначалу пребывание среди трудяг, деревенских алкашей и коров как хождение в народ. Помните сцены из "Домашнего ареста", где губернатор позирует перед фотографом на фоне чего-нибудь "народного" и "патриотичного"? Вот здесь примерно то же самое, только в течение полутора часов и с иронично-печальной концовкой.

"Распоряжение" (Бразилия)

Отклик из Бразилии на политическую конъюнктуру, наползшую с севера. Сюжет такой: чернокожее население страны продвигает на законодательном уровне выплаты компенсаций за угнетение своих предков. Но вместо этого получает неожиданное предложение от правительства - отправиться восвояси. То есть - в Африку. И таким вот радикальным образом свою справедливость и восстанавливать. Вскоре предложение трансформируется в требование, а дальше начинается бредовенькая антиутопия, где белые полицейские вылавливают чёрных на улицах, чтобы немедленно депортировать. И чуть что, конечно, применяют силу и огнестрельное оружие. Такого причудливого BLM мы ещё не знали. Спешите видеть. (Рецензия)

"Растворяться" (Казахстан, Южная Корея)

Забавно, что самый чудовищный фильм и фильм самого именитого автора в программе этого года - одно и то же произведение. Прославленный Ким Ки Дук снял нечто совершенно невообразимое. "Растворяться" по уровню исполнения - и картинкой, и операторской работой, и особенно актёрской игрой - напоминает сериалы, идущие по отечественным каналам в дневное время. Эффект усиливает то, что картина снята на русском языке, и российский зритель имеет возможность сполна насладиться деревянными репликами, произнесёнными жутко переигрывающими полулюбителями. А сюжет такой: затюканная родными девица встречает внешне неотличимую от неё (да, их играет одна и та же, с позволения сказать, актриса) разбитную проститутку, и та начинает учить её жизни, заодно используя удачно подвернувшегося "двойника" в коммерческих целях - спрос на её услуги большой, так что порой нужно пребывать с двумя клиентами одновременно. Концепция сама по себе не шибко воодушевляющая, но то, как она реализована, заставляет забыть и об этом.

"Судьба" (Казахстан)

Работа Жанны Исабаевой хороша уже хотя бы тем, что после Ким Ки Дука напоминает: в Казахстане всё же есть умеющие нормально играть актёры. Увы, это - главное её достоинство. Хотя незатейливые игры сценария "Судьбы" с реальностью могли бы прокатить, например, на всеядном Netflix, если дописать и доснять несколько сюжетных ответвлений и превратить это всё в так называемое "интерактивное кино". Начинается картина с того, что честный и наивный сельский паренёк приезжает в Алма-Ату - работать на стройку по приглашению брата. Брат же срочно отбыл по работе в регион, где нет связи, и бедняга остаётся предоставленным самому себе в незнакомом большом городе. А далее начинается игра в духе "направо пойдёшь - преступником станешь, налево пойдёшь - жертвой ментовского беспредела окажешься, прямо пойдёшь - любовь найдёшь". Повествование дважды возвращается к исходной точке и в зависимости от выбора направления движения будущее героя, представьте себе, коренным образом меняется. Такое незамысловатое эссе на тему непредсказуемости результатов любого сделанного выбора. Ну, во всяком случае, смотрится это с куда меньшими страданиями, чем новейший опус маэстро из Республики Корея. Чем не достижение?

"Хильда" (Соединённое Королевство)

Старшеклассница Хильда оказывается в непростой ситуации: оборзевшие родители бросили её с младшей сестрой и только что родившимся братом. Некоторое время она с горем пополам старается справиться со всем сразу: и учёбу не бросить, и за детьми приглядеть, и даже немного времени для себя оставить. Хильда замечательно танцует и использует хобби как отдушину. Но отчаянная нехватка денег и времени постепенно заставляет её окончательно забыть о развлечениях, а любимое занятие превращает в извращённую рутину. Британские социальные службы при этом вместо оказания помощи выполняют исключительно карательные функции, и к этой - отложенной на самый конец - критике политики властей в отношении самых уязвимых слоёв общества всё смысловое содержание "Хильды", в общем-то, и сводится.

В фокусе