Напомним, открытые направления известны. Всего их пять: "Забвению не подлежит", "Я и другие", "Между прошлым и будущим: портрет моего поколения", "Время перемен", "Разговор с собой". Но это - только общие "указатели". А конкретные темы ученики узнают за 15 минут до начала сочинения в каждом регионе.
- Насколько хорошо выпускник может рассуждать? Предлагать свои ответы на философские вопросы? Высказывать и аргументировать свою точку зрения? Все это проверяет сочинение, - рассказал Алексей Федоров. - Важно не просто написать свои мысли по заданной теме, а подтвердить их, опираясь на литературный источник. Это может быть художественное произведение, дневники, мемуары, публицистика, философские и научно-популярные трактаты… В общем, выпускник может использовать все, что есть у него в "читательском активе". Правда, опыт показывает: в 90% случаев ребята обращаются к произведениям школьной программы.
Формальные требования? Их несколько. Минимальный объем не менее 250 слов (в зачет идут и предлоги и другие "служебные" слова - прим. ред.). Рекомендуемый - от 350 слов. Подсказка: сначала можно написать черновик, потом перечитать и пересчитать слова, и только потом переписывать текст начисто. Не забывать следить за временем: на все про все - 3 часа 55 минут.
Работу нужно писать самому, без плагиата, шпаргалок, заученных текстов и схем.
- Если вам нравится какая-то чужая мысль, можно спокойно на нее сослаться, указав источник. Развернутые цитаты - это отлично, только старайтесь не делать в них ошибок. Вы можете подтвердить чужую мысль или, допустим, показать, что все сложнее, чем кажется на первый взгляд. А можно оспорить ее, чтобы выстроить свое высказывание. При этом объем цитирования не должен превышать объем вашего текста - то есть половины всего сочинения, - советует эксперт.
Важно: сочинение должно соответствовать теме. Часто школьники раскрывают не конкретную тему, а более общее тематическое направление, известное заранее. Искусственный подгон темы - большой риск получить незачет. Внимательнее нужно быть и с аргументами, с опорой на литературу.
- Часто сочинения выглядят так: первый абзац - короткое мнение, тезис по теме, основная часть - подробный пересказ какого-то произведения. В конце повторяется тезис из вступления. Но так делать не надо! Не нужно подменять собственное рассуждение пересказом, - говорит Алексей Федоров. - Другая крайность: школьник не помнит, о чем произведение, и начинает импровизировать, искажает его до неузнаваемости. За такое тоже незачет.
Правильная композиция и логика - без них никуда. А вот без речевых и лексических ошибок лучше обойтись.
- Фактические ошибки тоже могут повлиять на итоговую оценку. Но чтобы был незачет, их количество должно быть критическим, - говорит Алексей Федоров. - А вот за грамотность, точнее - ее отсутствие, довольно много ребят получают незачет. Допустимое количество ошибок не более пяти на 100 слов. Причем учитываются орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки.
Если приведен пример только из одного произведения, то могут ли поставить незачет из-за этого?
Ответ: Нет, не могут.
Нужен ли подробный анализ произведений, которые привлекаются при аргументации?
Ответ: вы можете их анализировать, если это поможет в работе, но вы не обязаны этого делать.
Имеет ли право участник на собственную оригинальную интерпретацию произведения?
Ответ: Да, имеет. Важно, чтобы вы могли доказать свою точку зрения с опорой на литературный материал.
Я увлекаюсь искусством. Можно ли при аргументации опираться на описание архитектурных памятников, картин, скульптур?
Ответ: Можно, но не вместо литературного материала.
Российское движение школьников опросило более двух тысяч учеников о том, что они сегодня читают. Оказалось, для почти 20 процентов ребят Александр Пушкин - один из самых любимых писателей. Они отмечают его "поэтичный слог", "наполненные сюжеты", "отсутствие воды" и "легкость восприятия смысла". Среди книг школьной программы, которые впечатлили школьников больше всего, на первом месте также оказались произведения Пушкина. Более 22 процентов опрошенных школьников отмечают, что "Капитанская дочка", "Дубровский" и "Евгений Онегин" произвели на них сильное впечатление. На втором месте среди популярных писателей - британская писательница Джоан Роулинг. С небольшим отставанием замыкает тройку лидеров американский писатель Рей Брэдбери.
Как школьники хотели бы изменить учебную программу по литературе? 22 процента российских школьников хотят сократить обязательный набор русской классики и дополнить уроки изучением зарубежной литературы. Причем не только классической, но и современной. Более 10 процентов хотели бы видеть в ней книги о приключениях Гарри Поттера. Сразу за сагой о юном волшебнике идут произведения фантаста Рея Брэдбери и культового писателя Стивена Кинга.
В целом более 49 процентов российских школьников поделились, что читают каждый или почти каждый день. 33,4 процента - читают несколько раз в неделю. Постоянно услугами школьной библиотеки пользуются 51,4 процента учеников, а 22 процентов посещают время от времени.
Важная тенденция: 45 процентов школьников отмечают, что в период пандемии стали читать больше.
Среди любимых жанров они отмечают фантастику и фэнтези (54 процента респондентов), классическую литературу (40,4 процента), детективы и триллеры (39 процентов), художественную прозу (33,3 процента) и любовные романы (32,5 процента).
Из прочитанного вне школы ребята чаще упоминали "Гарри Поттера", "Мастера и Маргариту", "451 градус по Фаренгейту", "Портрет Дориана Грея" и "Виноваты звезды".
Исследование мнения российских школьных библиотекарей также показало, что чаще всего ученики выбирают книги в жанре фэнтези. Среди популярных книг, как отмечают библиотекари, после "Гарри Поттера" идут произведения еще одной британской писательницы - Холли Вебб. Ее книги "вообще не задерживаются в библиотеке". Третье место делят между собой сразу несколько писателей - Александр Пушкин, чьи сказки особенно любят дети младшего школьного возраста, и книги писательницы Тамары Крюковой.
Интересно, что "самым читающим возрастом" у школьников библиотекари называют период 9-10 лет (72,6 процента), немного отстают дети в возрасте 6-8 лет (52,1 процента) и 16-18 лет (32,9 процента). А вот ученики 8 классов, по мнению респондентов, читают меньше всего.