Это минимальное повышение на фоне роста цен на легковые автомобили остальных брендов. За последние три месяца большинство брендов, официально представленных на российском рынке, повысили цены на новые автомобили, отреагировав на очередной виток снижения курса рубля. Согласно мониторингу JATO Dynamics (есть у "РГ"), в августе - октябре рост цен отмечен по 38 легковым маркам из 48.
"Среднее повышение составило 4%. Некоторые бренды пересмотрели прайс-листы по всем или по отдельным моделям трижды за три месяца, в их числе - Jeep, KIA, Mazda, Nissan, Renault, Suzuki, UAZ. Наиболее резко выросли цены на китайские марки FAW (+14%) и Changan (+8%). На 4-5% подорожали автомобили "немецкой тройки" - Audi, BMW и Mercedes-Benz. В топ-10 наиболее существенно изменились ценники на Renault (4-5%) и Skoda (2-7% в зависимости от модели). Меньше всего повысились цены на Hyundai и Lada - всего на 1%", - говорится в исследовании.
И это несмотря на то что с начала года "АвтоВАЗ" пять раз корректировал цены на всю линейку Lada. Первое повышение в январе 2020 года было самым заметным, цена на Lada 4x4 выросла сразу на 6%, остальные повышения 1 апреля, 10 мая, 1 июля и последнее 1 октября в среднем по бренду не превысили 1%.
При этом по 16 брендам, обращают внимание аналитики, рост цен с начала 2020 года измеряется уже двузначным показателем - от 10% до 17%. В среднем за 10 месяцев розничные цены в прайс-листах автодилеров повысились на 8%. Поменялась и средневзвешенная цена: по итогам января - сентября она достигла отметки 1 662 333 рубля, увеличившись год к году на 8% (116 тысяч рублей). "В любом случае подорожание даже наполовину не компенсирует падение рубля, достигшее 30% с начала года", - говорится в исследовании.
"Уже известно о запланированных изменениях прайс-листов с ноября по нескольким брендам. Если весной, после скачка валютных курсов, рубль быстро перешел к укреплению, то после июля его падение не прекращается. Даже имеющие высокую локализацию производители зависимы от поставок компонентов из-за рубежа и общей инфляции, поэтому вынуждены поднимать цены, чтобы сохранить доходность. Ситуация дефицита автомобилей на рынке также не способствует сдерживанию подорожания", - поясняет аналитик JATO Dynamics Сергей Баранов.
Эксперты говорят о том, что выбор в пользу отечественных брендов или брендов с высокой степенью локализации на российском рынке начал приносить ощутимую выгоду их владельцам. Так, согласно калькулятору стоимости владения автомобилем, запущенному недавно агентство "Автостат", самым выгодным за последние пять лет было владение моделью Lada Vesta. Ее содержание с двигателем 1,6 литра и МКП обойдется в 691 тысячу рублей. Это 11,5 тысячи рублей в месяц или 6,9 рублей за каждый километр пробега. Параметры ближайших конкурентов марки составили 783 тысячи рублей у Hyundai Solaris (1,4 литра и МКП) и 852 тысячи рублей у Volkswagen Polo (1,6 литра и МКП). Оба иностранных конкурента отечественной легковушки имеют достаточно высокий коэффициент локализации производства на российском рынке.
Аналогичные цифры выдает и калькулятор стоимости обслуживания "Яндекса", который оценивает годовое затраты владельца на обслуживание Lada Vesta, после покупки, с учетом пробега и амортизации в 115 тысяч рублей, Hyundai Solaris в 276 тысяч рублей, обслуживание остальных марок обойдется существенно дороже - начиная от 379 тысяч рублей в год. Дешевле всего, по данным калькулятора "Яндекса" обойдется каршеринг вех перечисленных марок, его годовая стоимость, приведенная в качестве сравнения, составит чуть выше 188 тысяч рублей.