18.11.2020 11:00
Общество

Какие изменения ждут систему образования Башкирии в ближайшие годы

Какие изменения ждут систему образования Башкирии в ближайшие годы
Текст:  Айгуль Камаева (Уфа)
Российская газета - Неделя - Башкортостан: №260 (8314)
Одна из национальных целей развития Российской Федерации до 2030 года конкретно указывает: у каждого человека должна быть возможность для самореализации и развития его талантов. В том числе и у детей. А помочь им в этом может доступное дополнительное образование. В Башкортостане система допобразования выстроена. Есть и первые результаты: на днях семь 11-классников республики выиграли гранты по миллиону рублей. О том, как ребятам удалось их получить, а также какие новшества грядут в сфере образования республики в ближайшие годы, рассказал на деловом завтраке "РГ" министр образования и науки РБ Айбулат Хажин.
/ Петр Коннов/РГ
Читать на сайте RG.RU

Айбулат Вакилович, расскажите, пожалуйста, про наших юных миллионеров. Как им удалось выиграть грант?

Кравцов: Дистанционное обучение не заменит очных занятий в школах

Айбулат Хажин: Начну с того, что в республике выстроена система выявления и поддержки одаренных ребят, ядром которой является республиканский центр развития талантов "Аврора". Это не просто конгломерат профессиональных педагогов, но и сильная продвинутая материально-техническая база, которая позволяет детям заниматься на современном оборудовании по разным направлениям науки.

Кроме того, "Аврора" - региональный представитель всероссийского конкурса "Большая перемена", который проводится в рамках проекта "Успех каждого ребенка" президентской платформы "Россия - страна возможностей" и является самым масштабным конкурсом среди школьников. Наши ребята приняли в нем активное участие. Каждый ученик сам выбирал направление: творчество, медицина, экология, инновации или благотворительность. В финал прошли 17 детей из Башкирии. По итогам конкурса 13 ребят стали победителями: семь одиннадцатиклассников выиграли гранты по миллиону рублей, а учащиеся восьмых-десятых классов - по 200 тысяч рублей. Эти деньги они должны направить на собственное обучение и развитие.

Важно отметить, что центр "Аврора" помогает выявлять таланты у ребят, бесплатно занимается их обучением и профориентацией. К примеру, на днях в "Авроре" завершилась осенняя "Космическая смена", в которой приняли участие 45 школьников из Уфы, Стерлитамака, Салавата, Кумертау, а также Стерлибашевского, Туймазинского, Ишимбайского и Мелеузовского районов. За десять дней ребята научились строить ракеты и даже испытали свои макеты на аэродроме "Первушино", создали прототипы спутника, освоили сборку наземных станций и обработку снимков дистанционного зондирования земли.

Но одно из основных направлений деятельности "Авроры" - подготовка ребят к Всероссийской олимпиаде школьников. Если в прошлом году у нас был 31 победитель и призер заключительного этапа, то в этом - 96. Я считаю, это прорыв.

Как пандемия сказалась на работе с талантливыми детьми?

Айбулат Хажин: Пришлось перестраивать работу: активно развивать онлайн-обучение. И, кстати, получили неожиданный, но приятный результат: намного больше, чем планировалось, количество ребят смогли заниматься с лучшими педагогами республики на электронных площадках "Авроры". Число детей, которые прошли через разные профили обучения, достигло десяти тысяч, хотя изначальная цифра, которую ставили, не превышала тысячи.

Победителями конкурса "Большая перемена" стали 600 школьников

Соответственно, в поле зрения педагогов попало еще больше талантливых и мотивированных детей. С ними кураторы занимаются по индивидуальным траекториям развития, рассчитанным не на один год.

Этот опыт оказался настолько удачным, что мы планируем открыть подразделения "Авроры", которая сейчас базируется в Уфе, и в других муниципалитетах: в Белебее, Малоязе Салаватского района и Сибае, а в перспективе и по всей республике. Кстати, уже в декабре по отдаленным районам Башкирии начнут курсировать два мобильных технопарка "Кванториум", чтобы сельские дети тоже могли научиться пользоваться высокотехнологическим оборудованием, узнали о новых возможностях развития.

Мы все рассуждаем о допобразовании, развитии, высоких материях, а в это время в отдельных районах республики не то что интернета или учебного оборудования нет - школы ветхие...

Айбулат Хажин: Мы знаем об этих проблемах. В республике около 60 ветхих школьных зданий, которые нуждаются в ремонте. Вопрос по каждому решается индивидуально: где-то запланирована реконструкция, где-то снос. Поэтому мы активно включились в нацпроект "Образование" и по этому направлению, так как благодаря участию в проекте можно построить новые школы. В этом году планируем сдать семь школ. В частности, сейчас строят школы в Нефтекамске на 1225 мест, в Учалах - на 1225 мест. Проектируются здания на 1650 мест в Кузнецовском Затоне и Ленинском районе Уфы. На следующий год подали заявки на возведение еще десяти новых школ. Надеемся, все наши проекты будут одобрены.

К 2030 году 97% семей в России будут обеспечены доступом к интернету

Не менее серьезной проблемой является и отсутствие интернета и учебного оборудования в школах.

Если говорить об интернете, то надо признать, что этот вопрос стал особенно актуален с началом пандемии. Решить его за год нереально, так как речь идет о миллиардах рублей. Однако ситуация постепенно улучшается. Если в четвертой четверти прошлого учебного года в Башкирии 80 школ не имели доступа к интернету, то сегодня их число сократилось до 58.

Кроме того, по нацпроекту "Образование" к 2023 году 1109 школ региона оснастят современной цифровой образовательной средой. Это означает, что там появится широкополосный интернет, внутренняя локальная сеть, мобильные классы с современными ноутбуками, нетбуками и мультимедийное оборудование. Таким образом, педагоги смогут традиционную форму обучения дополнять дистанционным. В этом году цифровую образовательную среду создали в 101 школе республики.

Плюс к этому мы оснащаем предметные кабинеты сельских школ. В 2020 году 42 образовательные организации получили новые кабинеты технологии, информатики и ОБЖ и современное учебное оборудование, а к 2024 году их число вырастет до 809.

Ключевой вопрос

На две недели в республике ввели дистанционное обучение для шестых-десятых классов. Остальные учатся очно. Предусмотрены ли для педагогов, работающих в такой обстановке, компенсационные выплаты? И что будет дальше?

Айбулат Хажин: Ситуация сложная. Во многих регионах детей перевели на дистанционное обучение. Мы тоже приняли решение о частичном переходе.

Я считаю, что ученики с первого по пятый класс, а также одиннадцатиклассники все-таки должны учиться очно. Малышам сложно заниматься на компьютере без помощи родителей, а выпускные классы должны готовиться к экзаменам.

Что будет дальше, зависит от данных по общей заболеваемости в республике. Конечно, благодаря удлиненным каникулам нам удалось немного стабилизировать ситуацию. Число зараженных новой коронавирусой инфекцией учеников и учителей снизилось. Нам важно удержать эту тенденцию.

Что касается педагогов, то с сентября им начали платить за классное руководство по пять тысяч рублей в месяц из федерального бюджета, при этом республиканская доплата не исчезла (около двух тысяч рублей). Кроме того, мы рекомендовали муниципалитетам при начислении стимулирующих выплат учесть факт работы учителей в ковидной ситуации и поддержать по мере возможности.

Кстати

В 2020 году по одному миллиону рублей получили 55 учителей, переехавших на работу в сельские школы или школы, расположенные в малых городах республики. Как уточнили в пресс-службе минобрнауки РБ, эти педагоги стали участниками федеральной программы "Земский учитель". Больше всего среди них преподавателей математики и английского языка - 22 и 17 человек соответственно. Также в числе победителей программы 14 педагогов русского языка и литературы и два физика. Они переехали в Баймакский, Архангельский, Хайбуллинский, Бакалинский и Кармаскалинский, Учалинский, Туймазинский, Стерлибашевский и другие районы региона. По условиям программы учителя обязуются отработать в сельской местности не менее пяти лет.

Цифра

490 тысяч детей учатся в школах Башкирии.

Образование Башкортостан Башкортостан