Празднику - быть
На предприятиях, которые работают по старинке, безо всякого дистанта, проблема вообще не стоит. Самодельный фуршет в кабинете или в обеденном закутке цеха - вот вам и праздник, пожимают плечами сотрудники оборонки. Разве что заводских концертов самодеятельности не будет.
Более продвинутые компании, чьи объекты разбросаны по городу (а то и по нескольким), и до пандемии поддерживали в сотрудниках командный дух через корпоративные порталы. Так, мебельный холдинг "Ангстрем" (Воронеж) в декабре 2019-го собрал на таком сайте рекордное для себя количество комментариев: сотрудники с чувством благодарили друг друга, руководителей, подчиненных и целые отделы.
- В этом году планируем повторить флешмоб поздравлений, добавить конкурсы и другие активности в онлайн-формате, - сообщила руководитель отдела социального развития Ольга Минакова. - По традиции передадим подарки детям сотрудников. В стандартный большой набор сладостей мы добавляем уникальное угощение, например пряники с логотипом компании. А потом устраиваем конкурс детских фотографий с этими пряниками, через корпоративный портал определяем победителей и дарим им ценные призы. Голосовать могут как сотрудники, работающие в офисе, так и их коллеги на удаленке.
В кредитных учреждениях сотрудники бэк-офисов в большинстве своем давно сидят по домам, и новогодний праздник для них устроят по интернету.
- Если учесть обширную географию филиалов, для нас это далеко не первый опыт, - отметила старший вице-президент банка "Ренессанс Кредит" Елена Логинова. - В начале декабря проведем онлайн-игру: выполняя задания (самостоятельно и в командах), сотрудники будут зарабатывать баллы, а затем обменивать их на призы. Планируем записать праздничный подкаст - это совсем новый для нас формат. Новогодний творческий конкурс для детей придется провести в Сети...
Коллектив "СДМ-Банка" в Воронеже тоже ждут онлайн-сюрпризы и виртуальный праздничный стол, за которым встретятся коллеги с удаленки и из фронт-офиса. А вот подарки будут вполне материальными.
- Традиционный корпоратив мы решили не проводить. Если позволит обстановка, то обязательно сделаем это позже, - добавила директор филиала Алла Воронова. - Мы не стали урезать новогодний бюджет, просто перераспределили расходы на другой вид активности.
Похожим образом поступят в подразделениях телеком-оператора Yota в Ярославле, Курске, Липецке и других регионах. Директор по управлению персоналом Екатерина Мельникова надеется, что праздничная программа не разочарует ни сотрудников, ни их чад:
- Проведение онлайн-корпоратива не проще и не дешевле - мы стремимся поддерживать уровень организации мероприятий, который был и до локдауна. На удаленке надо делать праздник не только для команды в целом, но и для каждого сотрудника.
Время интровертов
Для некоторых коллективов, где из дома работают все и всегда, невозможность встретиться хотя бы на корпоративе стала большим огорчением. Так, сотрудники издательства деловой литературы "МИФ" собирались в Москве дважды в год: на день рождения компании и на зимних каникулах. Прилетали из Воронежа и Сыктывкара, Сочи и Львова, даже с Бали!
- Объятия, обсуждение книг, настольные игры, танцы, разговоры до утра... Эту атмосферу сложно описать. В этом году встречаемся только онлайн. Летом проводили квиз всей компанией - неожиданно получилось хорошо, - рассказала руководитель HR-отдела Елена Колмогорова. - На Новый год будем празднично наряжаться в традициях разных стран на рабочие встречи по Zoom, проведем мастер-классы по изготовлению рождественских венков, уже запустили тайный обмен подарками под названием "Дарители книг". Офлайн-корпоративы всегда проводило для своей полностью удаленной команды и агентство по управлению digital-репутацией Media Research Family.
- Летом мы обычно выезжали в курортный отель на два-три дня. Но поскольку наши сотрудники живут не только в разных городах России, но и в странах Европы, этим летом собраться бы не удалось, - рассказала руководитель фирмы Юлия Бюрг. - Посмотрев вебинар ребят из "Клаустрофобии" - про то, как они закрыли свои квест-комнаты и разработали виртуальные форматы, - мы попробовали поиграть в онлайн-стратегию. Конечно, нельзя было пообщаться лично, но мы здорово провели время. На Новый год хотим попробовать онлайн-квест, дополнив его встречей в скайпе или зуме, чтобы обсудить игру, поболтать, выпить вина или чаю.
А вот айтишники нередко воспринимают перевод празднества в Сеть с радостью.
- Мы никогда не видели у сотрудников большого рвения к корпоративам. Приходилось буквально загонять туда людей, - признала директор по развитию сервиса Tvil.ru (поиск и бронирование жилья) Оксана Шустикова. - На корпоратив всегда стремились клиентский отдел, бухгалтерия и эйчары, а вот для разработчиков, отделов контента и аналитики это были нереальные усилия. Пришло время интровертов, и наконец-то никто никого на праздник не загоняет!
Для сотрудников, помимо подарков детям, предусмотрели расширенную программу лояльности - возможность оплатить отдых, курсы или спорт. В практику вошли постоянные созвоны в Zoom c распитием кофейка, а на праздник можно будет принять и чего-нибудь покрепче.
- В результате удаленной работы сильно изменилось положение руководителя, - подчеркнула Шустикова. - Харизма, которой можно было поразить в рамках офиса, больше не работает. Теперь начальнику необходимо очень активно проявлять себя, чтобы команда видела его вклад в дело. Наш гендиректор еженедельно проводит собрания, где разбирает анонимные вопросы от сотрудников, - говорим начистоту, без цензуры.
Продлить удовольствие
Если раньше новогодний корпоратив занимал один вечер или выходные (с выездом), то сейчас это целый проект, растянутый на несколько дней, а иногда и недель, поделился наблюдениями генеральный директор MICE-агентства "Аэроклуб Тур" Андрей Зинковецкий:
- Как правило, такой праздник включает мастер-классы (например, кулинарный при участии топ-менеджмента), через неделю проходят онлайн-конкурсы (скажем, песенные), дальше - онлайн-квизы или интеллектуальные игры. В программу финального вечера включают традиционную церемонию награждения, лотерею, развлекательные игры и кавер-коллектив.
По опыту агентства (а оно работает с масштабными организациями, чьи объекты расположены по всей стране) число корпоративов в этом году сократилось на 15-20 процентов, а бюджеты - и того сильнее. Ведь большая часть затрат ранее шла на приглашение звезд, логистику и другие вопросы, потерявшие актуальность при переходе в онлайн.
Вместе с тем виртуализация праздников позволила вовлекать в них столько сотрудников, сколько ни за что не собралось бы в одном зале.
- Мы проводим мероприятия на группы до 10 тысяч человек. Чем многолюднее, тем меньше игровых механик и больше шоу, - объяснила основатель event-агентства C4 Марьяна Гвоздовская. - В пятерке востребованных программ - игра с управлением аватаром, позволяющая изучить город, где находится производство или филиал. Отлично вписываются в онлайн музыкальные программы и кальки с телешоу. В Новый год добавляется награждение лучших сотрудников и дресс-код. Так как участники онлайн-корпоратива видят только головы друг друга, то мы даем советы, как и чем себя украсить.
Участники таких шоу заранее снимают на телефон ролики, которые затем включают в общее видео, записывают для саундтрека звон бокалов и хруст фруктов.
Палатка вместо банкета
Есть и те, кто творчески подошел к корпоративам офлайн. Так, в филиалах микрокредитной компании Creditter, например, в Воронеже вместо одного застолья устроят целую серию.
- В течение дня сотрудники будут небольшими группами приходить к определенному времени, - сообщила исполнительный директор Фарида Валуева. - Их будут ждать шампанское, поздравления от руководства и корзина с подарками. Конечно, расходы получатся меньше. Обычно мы отмечаем Новый год за большим столом, украшаем зал, приглашаем диджея...
А вот у сервиса онлайн-бронирования "Едем-в-Гости.ру" праздничные расходы особенно не изменились. Сотрудники живут в разных регионах, около половины работают из дома. И корпоративы для них проходят как в офисе, так и на выезде.
- При таком мрачном информационном фоне нужно уделять еще больше внимания микроклимату в коллективе, - считает основатель компании Дмитрий Констанжа. - От этого же зависит продуктивность бизнеса. Мы еженедельно устраиваем для сотрудников интеллектуальные и спортивные события. Новый год планируем отметить совместными походами в горы с палатками или вылазкой в Skypark - центральный офис у нас в Сочи, и сюда часто приезжают сотрудники, скажем, из Воронежской области. А в этом году центральный офис отправится в Воронеж за зимой и Дедом Морозом. Удаленных коллег ждут новогодние премии. Детей - полезные подарки.
Юлия Жоля, исполнительный директор Национальной ассоциации организаторов мероприятий:
- Организаторы и заказчики корпоративов ориентируются на решения региональных органов власти. К сожалению, в законодательстве нет четкого понятия "массовое мероприятие". Но фактически корпоративы офлайн отменены. Поэтому компании либо проводят локальные события, либо используют гибридные форматы, совмещая онлайн- и офлайн-элементы.
Из тех, кто всегда проводил большие корпоративные мероприятия, в онлайн перешла половина. Остальные либо перевели празднование на уровень отделов, либо пока не определились с форматом. А ведь в прошлые годы уже в сентябре проводились тендеры на организацию новогодних мероприятий, бронировались наиболее востребованные площадки и артисты.
Схожие по содержанию офлайн- и онлайн-мероприятия могут совпадать по некоторым пунктам расходов. Это, в частности, все, что связано с работой самого агентства и артистов. Техобеспечение здесь также примерно одинаковое, просто в онлайне делается акцент на трансляцию. В теории может совпадать по стоимости кейтеринг (для онлайн-события он может оказаться даже дороже, если компания закажет доставку каждому участнику). Ключевой пункт экономии - аренда площадки. Многое зависит от формата, но это примерно треть от стоимости мероприятия.
Другой вопрос, что нельзя напрямую перенести в онлайн все, что было на классическом фуршете. В виртуальной реальности нужно больше приемов для взаимодействия участников.
"Поздравительные" расходы в 2020 году у многих ушли на латание дыр. Да и в бюджетах компаний на 2021 год серьезно сокращены расходы на все, что было связано с организацией мероприятий. В некоторых случаях - до нуля.