В двух из трех стран ежемесячная зарплата работников или снизилась, или замедлила свой рост. В большинстве случаев это произошло на фоне предпринятых властями решительных мер поддержки занятости.
В оставшейся трети стран рост среднего уровня зарплаты сохранился за счет увольнения большого числа низкооплачиваемых работников. Информация о безработных не учитывается при определении размера средней зарплаты, в этой ситуации ее высокий уровень оказался лишь игрой цифр.
Эксперты МОТ прогнозируют дальнейшее существенное сокращение оплаты наемного труда. Причем в наибольшей степени пострадают женщины и низкооплачиваемые работники. По данным 28 государств Европы, зарплаты этих категорий работников, без учета субсидирования, сократились бы во втором квартале этого года на 8,1% и 17,3% соответственно. Для сравнения у мужчин в среднем потери составили бы 5,4%. Среднее сокращение могло составить 6,5%, благодаря принятым мерам глубину падения удалось уменьшить на 40%. То есть реальное сокращение доходов оказалось около 4%. В результате падения загрузки компаний, фонд заработной платы в тот же период сократился для женщин на 6,9%, а для мужчин - на 4,7%. Накануне пандемии зарплаты в мире росли в среднем на 1,6-2,2% в год.
"В ситуации пандемии России выбрала тот же путь, что и большинство стран: было сделано все, чтобы максимально сохранить занятость, - отмечает директор Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгий Остапкович. - Сокращение доходов удалось смягчить примерно на те же 40%, что и в Европе. Однако ресурсов это потребовало меньше: в нашей экономике доля наиболее пострадавшего малого и среднего бизнеса около 20%, а на Западе - 70%. Соответственно, и нуждающихся в разного рода поддержке оказалось в несколько раз меньше".
Вернуться к прежней динамике роста доходов можно будет лишь через год-полтора, считает Остапкович. Необходимое условие для этого - создание вакцины от COVID-19, которая получит одобрение Всемирной организации здравоохранения и признание во всех странах мира. До этого момента будет сохраняться слишком высокий уровень неопределенности в экономике. Как следствие - невысокая предпринимательская активность и желание дотянуть на малых оборотах до более понятных времен.
"Рост неравенства вследствие кризиса, связанного с пандемией COVID-19, грозит привести к усилению бедности и социально-экономической нестабильности разрушительных масштабов, - заявил генеральный директор МОТ Гай Райдер. - Нам необходима такая стратегия восстановления, которая была бы ориентирована на человека. Это подразумевает соответствующую политику в области оплаты труда, направленную на обеспечение устойчивости рабочих мест и предприятий, учитывающую проблему неравенства и необходимость поддержания спроса. Если мы хотим построить лучшее будущее, нам придется искать ответы и на некоторые неудобные вопросы - о том, например, почему труд, имеющий высокую общественную ценность, например, в сфере ухода или образования, зачастую оплачивается столь низко".
Эксперты МОТ обращают внимание еще на одну серьезную проблему нынешнего коронакризиса - рост бедности за счет сокращения доходов тех, кто и так получал зарплаты ниже медианного уровня. По данным организации, 15% наемных работников в мире (или 266 млн человек) получают за свой труд вознаграждение ниже установленного в стране уровня минимальной размера оплаты труда. В одних случаях их работа не подпадала под действие локального закона, в других работодатель сознательно шел на такое правонарушение. Среди тех, кто получает минимальную или меньшую заработную плату, непропорционально высока доля женщин, отметили в МОТ.
"Установленный на адекватном уровне минимальный размер оплаты труда может оградить работников от недоплаты за их труд и помочь сократить масштабы неравенства, - говорит один из авторов доклада МОТ Росалия Васкес-Альварес. - Но для того, чтобы обеспечить эффективность политики, связанной с минимальной оплатой труда, необходим всеобъемлющий и всесторонний комплекс мер. Речь идет и о более четком соблюдении норм, и о распространении их действия на большее число работников, и об установлении минимального размера оплаты труда на адекватном, актуальном уровне, обеспечивающем благосостояние работников и их семей. В развивающихся странах и странах с формирующимся рынком более четкое соблюдение норм подразумевает перевод людей из неформальной экономики в формальную".
Бедность работающих людей приводит и к другой проблеме, которая обязательно проявится в будущем, обращает внимание Георгий Остапкович.
"В России 13% людей получают доходы ниже прожиточного минимума, при этом в таких семьях растет почти четверть всех детей страны, - говорит Остапкович. - Они не могут полноценно лечиться, учиться и в будущем имеют большие шансы повторить судьбу своих родителей. Чтобы этого не произошло, таким семьям надо помогать в первую очередь".