Всего в конкурсе принимали участие 60 агломераций. Их заявки оценивались по более чем 20 критериям, в том числе по состоянию транспортной инфраструктуры, возможности использования безналичной оплаты проезда, ценовой доступности, развитию газозаправочной инфраструктуры. И в итоге свои парки общественного транспорта удалось обновить 12 городам.
Так, в Липецк в начале ноября прибыли 32 белоснежных "ЛиАЗа". Низкопольные, с просторными салонами и удобными креслами, сверкая липецким гербом, они заметно отличаются от тех машин, которые уже курсировали по городским дорогам.
Дополнительных автобусов особенно ждали на маршрутах 2Т, 8 и 30 - в вечернее время и утренний час пик на этих транспортных артериях их катастрофически не хватало. Теперь такая проблема решена. Пассажиры говорят, что в новых машинах удобно ехать даже стоя, а ведь раньше попадались модели, в которых и сидеть-то было некомфортно.
Понравились новые автобусы и водителям, которые высоко оценили их мягкий ход и маневренность. Отметим, что каждая машина оснащена системой контроля за состоянием здоровья человека, который находится за рулем. Работает она просто: на руку водителя надевается браслет, который измеряет его пульс и отслеживает дыхание. Ну а если он начинает засыпать или нехорошо себя почувствует, браслет завибрирует и передаст сигнал в диспетчерскую.
Новый пассажирский транспорт благодаря нацпроекту появился в этом году и на магистральных маршрутах Кемерова. Вместо видавших виды автобусов, которые ранее постоянно ломались, а иногда и вспыхивали прямо на ходу, в городе курсируют новые - безопасные и комфортные.
- Еще недавно у нас больше половины парка было изношено и требовало списания, а теперь он уже на 60 процентов обновлен, - с большим удовольствием рассказал "РГ" директор кемеровской автоколонны Владимир Юдин. - Мы уже получили по программе лизинга пятнадцать низкопольных "НЕФАЗов", и еще восемь вот-вот поступят прямо с завода. Полностью решена и проблема дефицита водителей - люди, стремясь получить новые машины, теперь выстраиваются к нам в очередь.
Автобусы большой вместимости оформлены в едином стиле и отвечают самым современным требованиям. Их моторы работают тихо, без вибраций, обеспечивая мягкий ход. Салон - с шумоизоляцией, а в кабине, оснащенной встроенной системой контроля состояния водителя (вплоть до того, что, если у него вдруг поднимется давление, машина не заведется), установлено сиденье с подогревом. Ну а пассажиров очень радуют удобные ступеньки. В помощь инвалидам и мамам с малышами в колясках - откидная платформа для подъема и спуска. А для крепления колясок в салоне оборудована специальная зона. "Удобно, чисто, тепло, светло и просторно!" - перечисляют преимущества нового общественного транспорта кемеровчане.
А в Екатеринбурге задумали вернуться к принципам самостоятельной оплаты пассажирами проезда в автобусах - такого в городе не было с конца советской эпохи. Кондукторов планируют заменить валидаторами. Власти рассчитывают, что стимулом для гражданской сознательности пассажиров станет как раз комфорт нового общественного транспорта - 57 поступивших в рамках нацпроекта автобусов "НЕФАЗ". По словам мэра города Александра Высокинского, их можно сравнить с "приличной легковой машиной":
- Кондиционер в них установлен не только в кабине водителя, но и в салоне. А помимо этого в наличии системы безопасности, видеонаблюдения, пожаротушения, а также антиблокировочная система при резком торможении.
- Современные автобусы не только сделают проезд удобным, но и позволят сократить интервалы движения. Теперь людям не придется мерзнуть на остановках, они будут добираться до нужного пункта комфортно, без толкучки, - добавил председатель Екатеринбургской городской думы Игорь Володин.
Кстати, на линию вышли еще не все новые автобусы: для того чтобы управлять газомоторными моделями, водителям, привыкшим к дизельной технике, необходимо пройти дополнительное обучение. Впрочем, городские власти обещают: уже к новому году все новые машины появятся на трех самых протяженных маршрутах Екатеринбурга.