Радик, откуда "выплыла" история, ставшая основой короткометражки? Офицер СС на 10-летие сына дарит ему винтовку и ведет опробовать ее на живых мишенях. Просто кровь стынет в жилах...
Радик Кудояров: Мне о ней рассказала сотрудница музея, открытого в одном из концлагерей, когда я собирал материал для документального фильма. Я включил этот эпизод в сценарий полнометражного игрового фильма. Сейчас мы начали подготовку к съемкам второго короткого метра из этого большого сценария.
"Подарок" подтверждает ваши же слова о том, что из-за хронометража в документальные фильмы попадает лишь часть собранного материала, а остальное можно использовать как основу для других фильмов. Какая еще тема, которой вы уже занимались, просит художественного осмысления?
Радик Кудояров: Их много. И одна из них - Шарль де Голль. Говорю об этом не в связи с тем, что 22 ноября исполнилось 130 лет со дня его рождения. Если рассматривать генерала как героя фильма, то у него невероятный потенциал внутреннего и внешнего конфликта, а это базовые элементы любой киноистории.
Лично для меня самым интересным является период с 1943 по 1969 годы. В 1943-м де Голль одержал существенные победы на пути к званию лидера нации, а в 1969-м нация выразила ему недоверие. Художественное решение позволит понять, каким был путь между этими датами.
В 1943-м в Алжире он встретился с представителем СССР в комиссии по репатриации Иваном Агаянцем. Как ни странно, но именно тогда зародился тот самый внешний конфликт, который привел де Голля в 1969 году к уходу из власти.
Что тогда произошло?
Радик Кудояров: В 1943 году де Голлю требовалась поддержка компартии Франции, руководитель которой Морис Торез тогда находился в эвакуации в Уфе вместе с другими руководителями исполкома Коминтерна. Коммунисты долгое время не воспринимали де Голля как лидера Сопротивления. И только в ноябре 1943-го, когда он окончательно победил своего соперника Анри Жиро - креатуру американцев, отменил массу декретов и указов, в том числе о запрете компартии, он повернул их лицом к себе. Компартия Франции официально поддержала его в метрополии, без чего было невозможно стать полновесным лидером движения Сопротивления. Это очень показательный факт для понимания личности де Голля - человека, выпестованного в католической вере.
Через Ивана Агаянца де Голль передал, что готов встретиться со Сталиным. Но встреча произошла только через год - Москва наблюдала, сможет ли де Голль справиться со своими амбициями. И когда тот под всеобщее ликование прошел во главе свободных французов от Триумфальной арки до Нотр-Дам де Пари в августе 1944 года, стало понятно, что он способен возглавить большой политический процесс, и встреча в Москве состоялась.
При этом де Голль не забыл, что долг платежом красен. Он нашел способ отблагодарить за услугу Тореза, а в его лице Москву, сначала отменив смертный приговор, под которым находился Торез, а позже - назначив его на министерский пост в первом послевоенном правительстве, которое де Голль возглавил.
А в чем заключается внутренний конфликт?
Радик Кудояров: В Алжире Иван Агаянц, будучи в первую очередь резидентом советской разведки, вербовал агентов. Одним из них оказался офицер Жорж Пак, который позже руководил пресс-службой НАТО и имел доступ к секретным документам. Он был разоблачен и получил пожизненный срок, но в марте 1968 года де Голль смягчил приговор. Ведь Пак был не только соратником по Сопротивлению, но и не нанес ущерба родине. Однако этот прецедент стал катализатором дальнейших процессов. С точки зрения оппонентов и критиков де Голля, он проявил снисхождение к продавцу секретов коллективной безопасности. И часть окружения президента, которому он доверял, его не поддержала. Генерал был разочарован и год спустя покинул Елисейский дворец, а еще распорядился, чтобы его похоронили без помпы и участия парижских чиновников.
Такова только часть внутреннего конфликта. Мне невероятно интересен феномен де Голля. Его недооценивали. Благодаря ему французы были приглашены как сторона, принимающая капитуляцию гитлеровской Германии, Франция стала членом Совета безопасности ООН, ядерной державой.
Став президентом в 1958 году, он был уверен, что сможет балансировать в предложенной западными союзниками парадигме - с холодной войной, антисоветским вектором. И при необходимости также успешно противостоять американцам, как он это делал в 1943-44 годах. Но удача не может длиться бесконечно, и он начал ошибаться. Та военная конструкция подчинялась другим законам, и там были другие условия и игроки. А тут он стал президентом после 10-летнего одиночества, проведенного у себя в деревне Коломбэ. За 10 лет изменилось многое, но не он. Де Голль пришел к власти при поддержке военных, им был нужен свой человек, который поможет удержать Алжир. Однако он не оправдал их надежд, и они думали, как ему отомстить. К тому времени действовала печально известная "Секретная вооруженная организация" (OAS). Ее главным инструментом был террор. Она же имела непосредственное отношение к организации знаменитого покушения на де Голля, с которого начинается мой документальный фильм "Шарль де Голль. Его Величество Президент".
Но, конечно, главную интригу этой истории я раскрою, только если буду снимать картину.
Вы считаете, что художественный фильм про де Голля будет интересен сегодняшнему зрителю?
Радик Кудояров: Уверен, что да. Во-первых, де Голль неординарная личность, во-вторых, события, в которых он участвовал, это исторические уроки. Про де Голля говорили, что он недоговороспособный. Но когда паритет соблюдался, c ним можно было договориться. Ведь хватило же сил недавним противникам - де Голлю и канцлеру ФРГ Конраду Аденауэру пожать друг другу руки и заняться реализацией проекта объединенной Европы, при которой Франция не теряла суверенитет. Французы и немцы были врагами в нескольких поколениях. Я встречаюсь с людьми, которые жили в то время и помнят, как все было. Одно дело - политические декларации "Давайте объединяться" и совсем другое, когда пытаются объединить антагонистов. Это же звучит как бред, но перестает им быть, когда находятся практические инструменты для сближения и преодоления барьеров.
Впервые это произошло в 1946 году, когда летчики "Нормандии-Неман" и "Люфтваффе", не афишируя, встречались на курорте в Альпах и в других местах, обсуждая прошедшую войну и будущее мирное сосуществование. Об этом никто не говорит, но это исторический урок. И в первую очередь - нам. Не нужно жить в иллюзиях. Если вы пытаетесь что-то прогнозировать, надо заглянуть в прошлое, проанализировать историческую фактуру и докопаться до сути. Это то зерно, из которого вырастает аналитический прогноз. Аналитика невозможна, если она основываться на фейках. Людям нужно рассказывать, что на самом деле происходило в прошлом. Не надо смешивать политику с историей.
Радик Кудояров, уроженец Уфы, известный российский режиссер, историк по образованию - автор более 30 документальных фильмов. Среди них "Евгений Примаков. Человек из жизни", "Карим Хакимов. Аравийский визирь Кремля", "Генерал" - о командире 112-й кавдивизии Минигали Шаймуратове, "Черный генерал" - о легендарном разведчике-диверсанте Даяне Мурзине, "Назначенный временем"- о Нурсултане Назарбаеве. "Нюрнберг. Последняя схватка", "Технология современного переворота", "Берлинская стена. Траектория падения", "Нормандия-Неман. В небесах мы летали одних...", "Единая Германия. За кулисами триумфа".