28.12.2020 09:41
Общество

Дистант в вузе: как не потерять в качестве

Текст:  Сергей Рощин (проректор Высшей школы экономики)
С самого начала пандемии споры по поводу дистанционного обучения не утихают. Но на смену техническим проблемам сейчас пришли более "глубинные" вопросы.
Читать на сайте RG.RU

Что дает нам дистант? Какие его преимущества стоит забрать с собой в будущее? И вообще, надолго ли он?

Конечно, дистанционное обучение не может заменить живого человеческого общения, обмена энергетикой, прямого контакта и наставничества. Но мы можем организовать дистант так, чтобы этот контакт был максимален.

Когда дистант лучше офлайна

Минобрнауки: Больше половины вузов России работают на полном дистанте

Вышка, например, с осени этого года запустила межкампусные курсы, то есть студенты из Перми, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода могут теперь слушать лекции московских профессоров, а студенты из Москвы - других регионов. С начала учебного года мы организовали в таком формате уже более 700 дисциплин. При этом, кстати, значительно усилился подход к индивидуализации образовательных траекторий студентов. А создание и ведение общих курсов преподавателями разных кампусов способствует повышению их профессионального уровня. Появляется и время для исследовательской и "контактной" работы со студентами. Ведь именно благодаря дистанционным технологиям ребята могут, будучи в разных городах, обучаться у одного преподавателя или группы преподавателей одновременно. При этом время работы со студентами в рамках консультаций значительно выросло. В целом, в текущем учебном году около тысячи студентов всех уровней обучения дополнили свой индивидуальный учебный план курсами лекторов других кампусов и факультетов.

За последний месяц все преподаватели Вышки провели более 15 тысяч консультаций. Опросы студентов показывают: такой вид общения им по душе. Кроме того, выяснилось: дисциплины в онлайн-формате ребята оценивают так же, а иногда даже выше, чем занятия в аудиториях. По оценке студентов, качество "преподавателя онлайн" и "преподавателя офлайн" не отличается. Получается, в целом, дистант не хуже, а иногда даже лучше, чем офлайн. При этом, конечно, играет свою роль специфика: студентам естественно-научных направлений (биологам, физикам, инженерам и т.д.) в условиях урезанных возможностей практической работы в лабораториях значительно сложнее. А вот для гуманитарных и социальных наук разницы практически нет. Таким образом, мы видим, что успешное построение онлайна может на 99 процентов приблизиться обычному очному обучению, не проиграв в эффективности.

Эксперт: Главная проблема дистанта - отсутствие мотивации у студентов

Лекцию читает цифровой профессор

Пандемия позволила нам взглянуть на мир совершенно по-другому. Границы стран закрылись, но вузам открылись новые возможности для сотрудничества с ведущими профессорами из разных стран. Раньше специалисты высокого уровня не могли присутствовать везде и тратить время на перелеты в различные университеты, а теперь мы можем приглашать ведущих ученых в дистанционном формате. Мы в Вышке назвали такой проект "Цифровые профессора", и уже с начала этого учебного года несколько десятков исследователей из разных стран читают лекции нашим студентам. Одним из первых "цифровых профессоров" стал ученый из Городского университета Нью-Йорка, он ведет проектный семинар у третьекурсников бакалаврской программы "Культурология", посвященный культурным формам 2050 года. Учёный отмечает, что его опыт преподавания в Вышке - один из лучших, а студенты очень ответственные, и они совместно придумывают новое направление исследований.

Также среди "цифровых профессоров" - видные ученые из Стэнфорда, Лондонского университета, Абердинского университета, Иерусалимского университета, Университета Левена, Университета Гонконга и других известных вузов мира. Такое широкое удаленное участие в образовании на площадке исследовательского университета другой страны реализуется впервые в мире.

Ученые ВШЭ тоже читают такие удаленные курсы в других университетах России и мира, и мы готовы развивать эту практику.

Цена онлайна

В последнее время все чаще поднимаются вопросы по поводу стоимости при использовании дистанционных технологий. И тут важно понимать несколько вещей - в случае с ведущими вузами количество "контактных" часов преподавания остается неизменным, преподаватели тратят столько же, а то и больше сил для подготовки занятий, а студенты получают тот же объем знаний. В этой ситуации качество образования не снижается и поднимать вопрос о снижении стоимости нет необходимости. Но есть другие случаи, когда вузы заменяют обучение рассылкой материалов и сбором заданий, не сохраняя полный объем работы преподавателя со студентами. И если интерактивность режима занятий систематически не обеспечивается, то вопрос о пересмотре стоимости может подниматься. Таким университетам нужно, конечно, повышать уровень дистанционного образования и использовать лучшие практики ведущих вузов, которыми всё наше университетское сообщество готово делиться.

В будущем элементы дистанционного обучения останутся: будет использоваться смешанный формат, который позволит использовать все плюсы онлайна и очного преподавания.

Матвиенко уточнила условия действия закона о дистанционном образовании
Образование