"По продажам новых автомобилей на 2021 года мы даем прогноз 3-5% плюсом к 2020 году. Рынок подержанных автомобилей скорее всего сохранится в том же объеме с возможностью роста в 1-2%, которые, впрочем, находятся в пределах статистической погрешности", - отметила в беседе с "РГ" представитель Ассоциации российских автодилеров Вера Павлова.
С такой оценкой согласен автоэксперт Игорь Моржаретто. Прирост продаж возможен во втором полугодии, уточнил он.
В Минпромторге считают преждевременным пока давать какие-то прогнозы на 2021 год. Как отметили в министерстве, реализуемые меры господдержки обеспечивают "преодоление стратегических угроз и рисков, а также планомерное, сбалансированное развитие автомобильной промышленности с формированием долгосрочного стабильного тренда по росту производства". Кроме того, подчеркнули в Минпромторге, созданы условия для увеличения темпов и глубины локализации, развития компетенций и современных технологий автомобилестроения в России.
Стимулировать продажи мог бы рост доходов. Пока предпосылок к этому нет, а вот рост цен на новые автомобили в 2021 году весьма вероятен, считают эксперты. При этом, если цены все же вырастут не слишком сильно, можно ожидать роста продаж и более 3℅, считают в Ассоциации автодилеров. Также стимулируют рынок программы господдержки. Минпромторг выделил около 9 млрд рублей на льготное автокредитование. По этим программам планируется продать около 90 тысяч автомобилей. В конечном счете сыграет роль низкая база 2020 года, падение во втором квартале доходило до 46%, указывают эксперты.
Больше всего в 2020 году продажи снизились в Москве, сразу на 17%, и на 10% - в Санкт-Петербурге. Зато на Дальнем Востоке зафиксирован рост продаж на 9% к уровню 2019 года. Наибольший спад продаж пришелся на те регионы, где были введены самые серьезные ограничения. В Минпромторге заметили, что продажи новых легковых автомобилей на наиболее крупных автомобильных рынках Европы в 2020 году снизились в среднем на 20-30% относительно 2019 года. Например, в Германии снижение составило 19,1%, во Франции - 25,5%, в Великобритании - 29,4%, в Италии - 27,9%, в Испании - 32,3%.
Эксперты JATO Dynamics отметили несколько особенностей. "В первой половине 2020 года было реализовано порядка 600 тысяч новых легковых автомобилей без учета LCV (593 тысяч исходя из данных АЕБ и 601 тысяча исходя из регистраций в ГИБДД). Объем продаж сократился более чем на 20%, при этом в апреле и мае, когда во многих регионах действовал режим самоизоляции и дилерские центры были либо закрыты, либо работали в ограниченном формате, рынок просел на 60% в сравнении с аналогичными месяцами 2019 года", - рассказывает аналитик авторынка JATO Dynamics Сергей Баранов.
Эксперт напоминает, что введению ограничительных мер из-за пандемии коронавируса на российском автомобильном рынке предшествовал период ажиотажа, когда после падения курса рубля клиенты устремились в автосалоны, чтобы успеть приобрести новый автомобиль до повышения цен. Примечательно, отмечает Баранов, что тогда в структуре рынка заметно подскочила доля дорогостоящих моделей - ценой от 3 млн рублей. В марте она составила 12%, а в апреле - 15%, хотя во все другие месяцы года не превышала 10%. "Спрос вырос и на премиальные, и на люксовые бренды. По итогам первого квартала регистрации новых автомобилей Rolls-Royce подскочили на 60%, Lamborghini - на 25%, Bentley - на 13%", - напоминают в JATO Dynamics.
На этом фоне, отмечается в исследовании, средневзвешенная цена нового автомобиля в целом прибавила в марте 6% по отношению к февралю, а в апреле - еще 8% в сравнении с мартом, достигнув значения 1,87 млн рублей.
После того, как спрос на люксовые автомобили был реализован, показатель средневзвешенной цены вернулся на уровень около 1,65 млн рублей, на котором он находился с начала 2020 года.
После снятия ограничительных мер, отмечают в JATO Dynamics спрос на новые автомобили очень быстро восстановился: уже в июле наблюдался рост по отношению к тому же месяцу 2019 года. "Только в августе динамика оказалась отрицательной (и то минимально - всего -1%), во все другие месяцы второго полугодия рынок демонстрировал рост. Прежде всего это связано с отложенным спросом: в апреле-мае было недопродано более 100 тысяч автомобилей. Также по-прежнему играло роль ожидание роста цен и обесценивания сбережений. Покупка нового автомобиля - один из очевидных вариантов вложения денег", - поясняет Баранов.
Аналитики также указывают, на продолжившийся во втором полугодии 2020 года рост цен на первичном рынке авто. По большинству марок оно произошло в сентябре-ноябре. В среднем по итогам года рост цен, по данным JATO Dynamics, он составил 9%, а по 20 брендам превысил 10% и максимально достиг 19%.
Согласно данным Росстата, рост цен на новые отечественные автомобили в России в 2020 году составил 9,4%, на локально собранные и импортированные машины иностранных брендов - 10,3%. В январе, как следует из данных JATO Dynamics, уже наблюдается инфляционное повышение цен по большинству автомобильных брендов на уровне от 1% до 6%.
При этом обозначилась тенденция к сокращению скидок. Если в первом квартале прошлого года средний дисконт за трейд-ин составлял 35 тысяч рублей, то в октябре и ноябре - 22 тысячи рублей (снижение на 38%). Аналогичным образом сократились и прямые скидки. Все это, по словам аналитиков и экспертов авторынка, приводит к снижению доступности нового автомобиля, для массового потребителя. "В результате идет смещение клиентского интереса в сторону вторичного рынка: в 2020 году он показывал динамику существенно лучше, чем рынок новых машин", - поясняет Баранов.
Эксперты отмечают, что сокращалось и количество спецпредложений. "Сейчас основной тренд, который влияет на рынок - это дефицит автомобилей. Сам по себе он продолжает подогревать интерес покупателей, также как и ожидание роста цен в 2021 году. Дефицит будет сохраняться в 1 квартале 2021 года, поэтому нельзя сказать, что потребительский спрос удовлетворен", - уверен директор филиала "Авилон.Hyundai" Дмитрий Макарычев.