Новая система обращения с твердыми коммунальными отходами, предполагающая создание региональных операторов, начала работать в большинстве российских регионов в 2019 году. При этом законодатели четко прописали: регоператор может вывозить и утилизировать самостоятельно не более 50 процентов ТКО. Остальные 50 процентов он должен разыгрывать на торгах.
В Псковской области по результатам конкурса статус оператора по обращению с отходами получила частная компания. Делиться контрактами с конкурентами она не захотела. Псковское УФАС уличало регоператора в несоблюдении 50-процентного ограничения и заключении контрактов без торгов. А с результатами аукциона, который все-таки состоялся, антимонопольщики не согласились. Они обнаружили факт сговора с аффилированными участниками.
- Мы выносили регоператору предупреждения, предлагая добровольно устранить нарушения и избежать ответственности, - комментирует ситуацию руководитель Псковского УФАС Ольга Милонаец. - Руководитель компании наши предупреждения игнорировал. В результате мы вынесли решение о сговоре организатора торгов и участников и наложили "оборотный" штраф в 64 миллиона рублей. Нарушитель пытался оспорить это решение, но две судебные инстанции поддержали нашу позицию. Кроме того, мы обязали регионального оператора проводить торги на транспортировку ТКО - они должны состояться в марте. Здесь следует пояснить, почему такую важность имеет 50-процентное ограничение, которое установили законодатели. Даже если мощности регионального оператора позволяют ему самостоятельно обслуживать весь регион, необходимо сохранять конкуренцию на рынке. Чтобы в случае внезапного ухода регоператора в субъекте не произошел мусорный коллапс. Подобную ситуацию мы сейчас наблюдаем в Дагестане: республиканского оператора не устроили тарифы, он отказался работать, а переложить его функции оказалось не на кого.
Маленькие компании, владеющие одним-двумя мусоровозами, были вынуждены закрыться, когда им отрезали путь на рынок ТКО.Более крупные предприятия, у которых есть широкий парк транспорта и спецтехники, большой опыт работы, смогли перепрофилироваться.
К примеру, перевозчик, который раньше вывозил, сортировал, перерабатывал и утилизировал отходы в Пскове и в Псковском районе, теперь занимается уборкой снега, грузоперевозками, принимает и транспортирует в места по обезвреживанию ртутные лампы, вывозит промышленные и строительные отходы. Однако передел рынка привел к разрушению системы раздельного сбора мусора, которую в 2012 году создало это предприятие.
До "мусорной" реформы в Пскове и в Псковском районе насчитывалось более 300 контейнеров для пластика, полиэтилена, стекла и макулатуры. Когда регоператор начал разыгрывать подряды, компании, обслуживающей сетки для сбора вторсырья, достался только небольшой участок Пскова. Более ста контейнеров, не вошедших в эту зону, в 2019 году пришлось демонтировать. А в 2020-м монополист и вовсе расторг с подрядчиком контракт в одностороннем порядке. Затем он заключил прямые контракты, выбрав новых участников цепочки без торгов.
- Мы обратились в антимонопольную службу, жалобу признали обоснованной, - рассказывает Андрей Лукьянов, директор компании, наладившей систему раздельного сбора. - В ближайшее время торги наконец-то должны состояться, будем участвовать.
Жалобы в антимонопольный орган на действия регионального оператора поступали не только от предпринимателей, но и от потребителей, недовольных увеличившимися цифрами в квитанциях. Ведь доля перевозок в тарифе на вывоз ТКО составляет около 70 процентов.
- Вместо того чтобы минимизировать расходы на транспортирование, региональный оператор заключал договоры с аффилированными предприятиями по завышенным ценам, - поясняет Ольга Милонаец. - Оплачивать эту "дружбу" пришлось потребителям. Наши расчеты мы передали в центральный аппарат ФАС России, уполномоченный пересматривать тарифы. Федеральная антимонопольная служба постановила, что тарифы для псковского регионального оператора на 2019-2020 годы были установлены с нарушениями, и предписала профильному областному комитету произвести перерасчет. В результате с 1 августа прошлого года плата за вывоз ТКО на одного человека в месяц снизилась с 89,27 рубля до 79,44 рубля в Северной зоне и с 86,62 рубля до 74,44 рубля в Южной зоне.
Вопрос, связанный с тарифами, удалось решить, но набирает актуальность другая проблема. Недавно регион утвердил территориальную схему обращения с отходами. Этот документ определит правила игры на "мусорном" рынке на ближайшие несколько лет. Некоторые предприятия, владеющие полигонами и техникой, были неприятно удивлены, не обнаружив себя на карте. Вопрос уже изучает антимонопольная служба.
- Наш партнер, мусороперерабатывающий комплекс в деревне Котово, по территориальной схеме сможет работать с твердыми коммунальными отходами только до 2023 года, - приводит пример Андрей Лукьянов. - А это предприятие играет в "мусорной" цепочке очень важную роль, в том числе с точки зрения экологии. Оно занимается глубокой сортировкой ТКО, формирует транспортные партии вторсырья и отправляет их на перерабатывающие предприятия, где ресурсы получают вторую жизнь.
Часть отходов перерабатывается непосредственно внутри комплекса, превращаясь в плитку, брусчатку, бордюры.
Какова ситуация в других регионах СЗФО? В Калининградской области создали специальное государственное предприятие, которое получило статус регионального оператора по обращению с отходами. По словам руководителя Калининградского УФАС Артура Демкина, жалоб от перевозчиков на действия этой структуры антимонопольное ведомство не получало. Тем не менее надзорный орган пристально следит за ситуацией на рынке ТКО.
- Требование о проведении конкурентных процедур в отношении территорий, на которых образуется не менее 50 процентов всех твердых коммунальных отходов, в Калининградской области соблюдается, - отмечает Артур Демкин. - Однако в прошлом году мы оспорили один из таких аукционов, поскольку победитель не имел лицензии на транспортировку отходов определенных классов опасности в Калининградской области. Также по указанному факту было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства. Арбитражный суд Калининградской области еще не вынес своего решения.
Кроме того, как предполагают в УФАС, региональный оператор необоснованно раздробил годовой контракт на доставку квитанций потребителям. Общая стоимость работ оценивалась в 27,6 миллиона рублей, но в разбивке по кварталам вышли четыре договора стоимостью 6,9 миллиона рублей каждый.
- Таким образом регоператор получил возможность провести закупку в формате запроса котировок, - поясняет Артур Демкин. - А это совсем другие сроки подачи заявок и условия участия, нежели в конкурсах или аукционах, которые состоялись бы, если бы не дробление стоимости работ. Сейчас мы судимся с региональным оператором по второму кругу: апелляция поддержала позицию УФАС, ждем решения суда кассационной инстанции.
(Комментарий подготовлен газетой "Южноуральская панорама", Челябинская область)
Евгений Аникиенко, журналист:
- В Челябинской области предлагают открыть госпредприятие, которое получит статус регионального оператора по переработке отходов. Сегодня регоператором по обращению с ТКО является частная компания, а эксперты предлагают усилить контроль, создав и координатора переработки отходов.
Свои "мусорные" накладки случались и на Южном Урале. Так, министерству экологии региона прошлой осенью пришлось расторгнуть концессионное соглашение с АО "Управление отходами" по строительству мусорного полигона ТКО в Чишме и двух мусороперегрузочных станций в Челябинске.
По словам министра экологии Челябинской области Сергей Лихачева, главный акцент будет сделан на сортировку мусора, переработку и утилизацию отходов, с минимальным захоронением "хвостов". После закрытия челябинской городской свалки мусор стали возить в Полетаево, но это временный вариант, пока не построен полигон ТКО в Чишме. Концессионер обещал его возвести до 2020 года, но слово свое не сдержал, так и не приступил к строительству. Сформированный под полигон участок у села Чишма после проведения торгов будет предложен новому инвестору. Один из вариантов предложил губернатор Алексей Текслер - возвести здесь мощный экотехнопарк со всем комплексом мусоропереработки.
По мнению экспертов, есть резон создать и в нашей области госструктуру по контролю за переработкой, а возможно, и обращением с отходами. Если она будет создана, многих сюрпризов "мусорного" рынка удастся избежать.
(Комментарий подготовлен сетевым изданием "Полуостров Камчатка", Петропавловск-Камчатский)
Сергей Миронов, заместитель председателя правительства Камчатского края:
- Мы начали реформу государственного предприятия "Спецтранс", которое отвечает за вывоз и утилизацию мусора. Контейнерные площадки будут оцифрованы, будет разработана электронная модель, которая поможет выстраивать логистику передвижений техники. Это также позволит снизить затраты и в перспективе приведет к пересмотру тарифов в сфере ТКО.
Также в инвестиционной программе ГУП "Спецтранс" уже предусмотрены средства на проектирование нового полигона в Петропавловске-Камчатском. Мы проведем общественные обсуждения по выбору территории размещения нового полигона для сбора и утилизации ТКО и рассчитываем построить его в соответствии со всеми современными нормами в течение двух-трех лет.
Правительство Камчатского края направило запрос в министерство природных ресурсов Российской Федерации о продлении срока эксплуатации существующей городской свалки на время создания нового полигона. В дальнейшем старую свалку рекультивируют - для этого также будет разработан проект.
Наведение порядка в сфере вывоза и утилизации мусора в крае - одна из главных наших задач. В дальнейшем данная работа будет масштабирована на всю территорию региона.