16.03.2021 12:11
Культура

Проект "Жизнь других" с Манижей единственный из России попал в Канны

Текст:  Сусанна Альперина
Вышел трейлер нового документального фильма о режиссере-документалисте Александре Расторгуеве.
Читать на сайте RG.RU

Премьера картины в Москве состоится 2 апреля. Но в трейлере Александр, интервью с которым успели взять еще до его ухода из жизни, в частности, говорит о том, что имена наших режиссеров документального кино никто не знает. Очень жаль, что он не дожил до сегодняшних дней, когда интерес к неигровому кино стремительно возрастает. И вот - свежие новости, которые могут послужить аргументами: наше кино прорывается на мировой уровень и привлекает к себе внимание.

Документальный фильм "Александр Солженицын. Раскаяние" увидят в 68 странах

Несколько дней назад "РГ" писала о новых планах в направлении документального кино студии 1-2-3 Production. Среди будущих картин был назван документальный проект Натальи Билан "Жизнь других". Сегодня стало известно, что он стал единственным из России в престижном Каннском форуме Digital MIPTV, который состоится онлайн с 12 по 16 апреля.

Ежегодно более 850 участников из 48 стран стремятся попасть эту в подборку самого ожидаемого и высококачественного документального контента, который увидят международные продюсеры и дистрибьюторы. Наиболее актуальные проекты, находящиеся на этапе разработки, эксклюзивно и представлены в ней. Подборка официально называется Factual&Doc Каннского международного кинорынка Digital MIPTV. И теперь там "Жизнь других" - фильм, рассказывающий о судьбе десятков женщин-эмигранток в Москве. "Главной героиней одной из серий проекта стала певица Манижа и ее мама, начавшие в чужой стране жизнь с нуля" - говорится о фильме в релизе студии, присланном в редакцию "РГ". В нем же - описание картины: "В Москве миллионы киргизок, узбечек, армянок, азербайджанок, таджичек живут в крошечных квартирах по 20 человек, работают по 16 часов в сутки продавцами на рынках, дворниками, уборщицами, нянями и курьерами, оставаясь практически невидимыми для тех, кто платит за их услуги. Национальные конфликты, обострившиеся после развала Советского Союза, и сегодня не угасают. "Жизнь других" - тщательно воссозданный портрет нескольких поколений восточных мигрантов, ярких, красивых, самоотверженных женщин, на плечах которых держится экономика нескольких стран. Официально их будто бы не существует, поэтому так важно дать им голос и сделать их видимыми".

Фильм "Жизнь других" с Манижей

"Почти все героини моего фильма говорили, что первое время в Москве они хотели лишь одного - стать невидимыми. Просто невидимыми - чтобы их не рассматривали, не останавливали, не грубили, - отмечает автор фильма Наталья Билан. - Потом они привыкли и пошли на компромисс: не Мадина, а Маша, не Сохибахон, а Света, не Кумарисо, а Катя, не Наджиба, а Надежда. И все эти уступки - ради того, чтобы понравиться мне, таким, как я. Людям, которые дают им работу, от которых зависит будущее их детей. Мне захотелось узнать, какие они, мигрантки. Ведь они - не просто жены таджиков, узбеков и киргизов. Мои героини - очень разные. Образованные и украденные в 15 лет из дома, дерзкие и безропотные, нежные матери и разочаровавшиеся брошенные жены. Да, не все вызывают желание жалеть и сочувствовать. Некоторых мне хотелось трясти и спрашивать, откуда такая слепая покорность судьбе и надежда на чудо. Мои героини все еще стараются быть незаметными, но уже не так испуганы. Ведь они нужны мне, нам, нашему большому городу. Поэтому их надо послушать".

Почему Манижа достойна "Евровидения-2021"

Героини серий - обычные женщины: Нигина из Узбекистана прошла путь от продавца парфюмерии в ГУМе до управляющего директора крупного ресторанного холдинга, уйгурка Гулзина занимается фондом, который помогает мигрантам, Мавджуда приехала в Москву ради сына-аутиста, Рамина и Уулкан перестали носить платки и полностью изменили традиционному укладу, в котором выросли.

Наджиба, мать русско-таджикской певицы Манижи, в 1994 году бежала из Душанбе из-за травли русскоязычного населения. Недавно Манижа стала победительницей народного голосования и будет представлять Россию на "Евровидении 2021" в Роттердаме с песней Russian Woman. Но даже спустя 25 лет и несмотря на успешную карьеру - она всё равно чувствует себя двойственно: не русской, но и не таджичкой.

"Ровно год назад я поняла, что все, я никогда не буду русской, и я никогда не буду таджичкой, - говорит Манижа в своем интервью для фильма. - Так сложилась моя судьба, что, откуда я родом, я уже там себя чувствую чужой. И не в плохом смысле. Просто за счет того, как я живу здесь, меня там не особо принимают из-за культурных стереотипов. К сожалению, они есть, я не принимаю и не осуждаю их. При этом во мне все равно есть то, что оттуда. И оно никак не интегрируется здесь…"

Кстати

Кинокомпания 1-2-3 Production - напомним - открыла производство документальных фильмов в 2021 году. Сейчас на разной стадии производства находятся 10 проектов, среди которых "Город и музыка" Игоря Садреева, "Шелковый путь" Дарьи Слюсаренко, "Голубоглазый японец" Чавдара Георгиева. Часть проектов курирует сценарист и режиссер Марина Разбежкина.

Тем временем

YouTube ограничил показ фильма "Ржев. 500 дней в огне"

Цикл телевизионных документальных фильмов "Золотые горы Алтая" телеканала "МИР" вышел в финал национальной премии "Хрустальный компас".

В проекте рассказывается об истории Алтайского государственного природного биосферного заповедника - особо охраняемой природной территории в Алтайских горах. "Хрустальный компас" - первая премия в области национальной географии, экологии, сохранения и популяризации природного и историко-культурного наследия России. Среди организаторов премии - РГО (Русское географическое общество).

Документальное кино