09.04.2021 18:26
Авто

Какими будут грузовики будущего

Текст:  Борис Захаров
К 2024 году по дорогам России должны поехать автомобили с "автопилотом", значительную часть которых составят грузовики и фургоны. Комплекс мероприятий, предусматривающий коммерческую эксплуатацию ВАТС (высокоавтоматизированных транспортных средств), в отдельных субъектах РФ уже реализуется.
/ iStock
Читать на сайте RG.RU

Бесспорным преимуществом роботизированных грузовиков и фургонов является их "неутомимость". Даже если мы имеем дело с полуавтономным транспортом (с адаптивным круиз-контролем, системами контроля рядности, помощи при перестроении, мониторинга слепых зон и дорожных знаков), это серьезно облегчает работу профессионального водителя и повышают безопасность езды. Осталось довести автопилот до ума (обеспечить работоспособность таких систем в дождь, снег, жару, на горных трассах), доработать юридическую базу и подготовить соответствующую инфраструктуру.

Платунинг

На стадии внедрения находится такая интересная разновидность автономного вождения, как "платунинг" - движение беспилотного каравана фур за ведущим грузовиком. Именно в таком формате в апреле прошлого года по труднопроходимой местности в Ямало-Ненецком автономном округе прошли испытания беспилотных КамАЗов, умеющих "видеть" препятствия и дорожные знаки, ориентироваться в пространстве и выполнять маневры.

В рамках тестирования водитель-оператор вел за собой по заданному маршруту от трех до пяти автономных машин, снабженных набором радаров, лидаров (лазерные дальномеры и сонары) и видеокамер. Ведомые автомобили успешно повторяли траекторию ведущего и контролировали окружающую обстановку, проехав таким образом почти 3 тыс. км. Серийное производство таких КамАЗов планируется начать в 2022 году.

В поле на автопилоте

На массовой основе автопилотируемая техника уже применяется в сельском хозяйстве. К примеру, четыре года назад компания Cognitive Agro Pilot протестировала три автономных комбайна, а к прошлом году в российских агрохозяйствах работало уже 350 таких машин.

ЛиАЗ отказался от одного из своих самых массовых автобусов

Система управления обеспечивает здесь автоматическое движение комбайна по кромке поля, по рядку (форма высадки отдельных культур) и по валку (скошенная и сложенная в ряд сельхозкультура). Беспилотный комбайн сам видит неубранные участки, выстраивает траекторию работы и режим уборки.

Также система автоматически определяет препятствия на пути следования. В зависимости от их характера "умный" транспорт либо совершит объезд, либо попросит помощи у человека. Использование такой системы позволяет снизить себестоимость зерна на 3-5%, сократить его потери при уборке до двух раз и снизить расход топлива на 5%.

Работа по корпоративному контракту

В ноябре 2020 года на участке Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД-3) был испытан беспилотный грузовик EVO-1 на электротяге с возможностью заправки водородом.

УАЗ выпустил полноприводный фургон на базе "Полуторки"

Транспортное средство, созданное российской компанией "Эвокарго", напоминает шасси с бортовой платформой. На одном заряде беспилотник способен преодолеть 250 км, а если баки полностью заправлены водородом, это даст дополнительные 750 км пробега. Электромотор выдает 455 л.с. в штатном режиме и 906 л.с. в режиме повышенной отдачи.

Грузоподъемность составляет 3,6 т. Помимо автопилота, EVO-1 оснащен системой дистанционного мониторинга и управления, позволяющей оператору наблюдать за движением автомобиля и перехватить управление в случае нештатной ситуации. В 2021 году клиенты получат несколько EVO-1 для работы на закрытых территориях.

В частности, Магнитогорский металлургический комбинат договорился об опытно-промышленной эксплуатации EVO-1 на территории предприятия. Тестовый запуск был произведен буквально недавно - 18 марта. Флот из трех беспилотных EVO-1 совершил проезд в автономном режиме с заданной скоростью, самостоятельно отслеживая дорожные знаки и разметку. Недочетов во время движения "зеленого" беспилотника выявлено не было.

Серийная беспилотная "ГАЗель" почти готова

Группа ГАЗ уже не первый год демонстрирует на различных выставках автономный LCV "Газель Next". В апреле же прошлого года возможности фургона с автопилотом были продемонстрированы на участке полигона НАМИ, имитирующем городскую среду.

Новая "ГАЗель" появится в России без задержек

Автомобиль с точностью передвигался по заданному маршруту, делал необходимые остановки, замедлял скорость перед препятствием, и, что существенно, выполнял те же задачи в темное время суток, в снег, дождь и при отсутствии дорожной разметки.

В сентябре того же года фургон "Газель Next" на автопилоте впервые в качестве тестового проекта доставил фрукты и овощи из Владимира в Москву. Движение осуществлялось ночью, оператор страховал автомобиль и в одном случае был вынужден экстренно перехватить управление.

Еще через месяц беспилотная "ГАЗель Next" совершила ряд рейсов по внутрипромысловым дорогам Южно-Приобского месторождения уже в опытно-промышленном режиме. Контроль за беспилотником велся через специальное приложение удаленным оператором.

Сколько ждать автономности

В минувшем марте правительство утвердило разработанный Минтрансом РФ комплекс мероприятий по тестированию и поэтапному вводу в эксплуатацию на дорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств (ВАТС) без присутствия инженера-испытателя в салоне.

Реализация мероприятий позволит создать необходимые правовые условия для внедрения ВАТС в транспортный комплекс в период с 2021 года по 2024 годы.

Коммерческий транспорт