06.05.2021 10:17
Мурманская область

Запущен сервис для проверки сертификатов товаров в онлайн-магазинах

Запущен сервис для проверки сертификатов товаров в онлайн-магазинах
Текст:  Алексей Михайлов (Мурманская область)
Российская газета - Экономика Северо-Запада: №98 (8449)
Росаккредитация объявила о запуске сервиса, позволяющего проверять статус деклараций и сертификатов товаров на онлайн-площадках. На первом этапе проекта к нему присоединились маркетплейсы Wildberries и Ozon вместе с продовольственным ретейлером Metro, развивающим онлайн-продажи. Этим путем предполагается хотя бы частично решить проблему контрафакта, который заполонил электронные торговые площадки.
/ Сергей Николаев/РГ
Читать на сайте RG.RU

По данным BrandMonitor, почти 80 процентов онлайн-площадок торгуют поддельными товарами. В 2019 году оборот контрафактной непродовольственной продукции в России в целом достиг 5,2 триллиона рублей - около 4,7 процента валового внутреннего продукта страны - и продолжает увеличиваться. До 70 процентов товаров, которые можно приобрести через маркетплейсы, являются контрафактными, отмечают специалисты ВГУ Анастасия Сальникова и Юлия Кудимова. Благодаря пандемии покупатели оценили удобство интернет-торговли. Она переживает бурный рост и все больше распространяется на регионы. Однако рост сектора e-commerce неизбежно влечет и увеличение доли контрафакта.

Минпромторг предложил реанимировать продовольственные рынки

С помощью нового сервиса Росаккредитация надеется если не прикрыть, то хотя бы сузить эту лазейку. Он даст возможность автоматически добавлять в карточки товаров, представленных на площадках, информацию о наличии действующих сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, сообщил глава ведомства Назарий Скрыпник. Это позволит покупателям проверять подлинность товаров и упростит ретейлерам работу с поставщиками.

- Сейчас контроль происходит путем модерации на самой площадке, - отметил управляющий директор Ozon Сергей Беляков. - Интеграция с системой Росаккредитации позволит сразу получать достоверную информацию и подсвечивать ее на карточке товара. Правда, стопроцентную гарантию, что некачественный товар не попадет на маркетплейс, не может дать никто, но предлагаемые меры повысят достоверность информации о товаре и доверие покупателей.

Новый сервис позволит покупателям проверять подлинность товаров и упростит ретейлерам работу с поставщиками

Проверить, что поставляемый товар действительно соответствует всем требованиям, сегодня очень сложно, добавил директор "METRO Россия" Алексей Григорьев. Сегодня процесс выглядит так: приемщики должны задним числом, уже после приемки товара, вручную проверять, соответствуют ли представленные поставщиком документы тем сертификатам, которые имеются в системе Росаккредитации. После внедрения онлайн-сервиса в полной мере этот процесс будет занимать буквально секунды. И уже на стадии приемки, исходя из результатов этой сверки, можно будет решить, принимать данный товар или не принимать.

Российские ювелиры вышли на международную digital-платформу

На первом этапе, который начнется летом 2021 года, сервис будет распространяться на детские товары, косметику и БАДы, а затем и на все товарные категории. По словам Скрыпника, на это потребуется год-два. Сервисом уже заинтересовались 16 компаний, но многие пока занимают "наблюдательную позицию".

Представители бизнес-сообщества по-разному оценивают предполагаемую эффективность нового сервиса. По мнению владельца нескольких мурманских магазинов одежды, который попросил не называть его фамилию, контрафакт в торговле так же неизбежен, как сезонный грипп.

- Люди покупают подделки не потому, что они преступники, - убежден бизнесмен. - Ни для кого не секрет, что доходы населения снизились и на оригинальный товар у них просто нет денег. Недавно смотрел данные Мурманскстата - с января по декабрь 2019 года и с января по декабрь 2020-го реальные доходы населения стали меньше на полтора процента.

С этой точкой зрения не соглашается руководитель юридической службы Северной торгово-промышленной палаты Сергей Беляев. По его словам, торговля контрафактом - как онлайн, так и офлайн - дает лишь сиюминутную выгоду, не говоря уже о потенциальном вреде для здоровья товаров, произведенных непонятно где непонятно из чего.

Россияне стали меньше тратить на товары и услуги

Сегодня интернет-торговля слабо регулируется законодательством, отмечают эксперты. Но необходимость этого регулирования уже назрела. По мнению Анастасии Сальниковой, необходимо ввести ответственность торговых площадок за размещение и продажу фальсификата. Эта практика активно используется за рубежом, где продажа "серых" товаров чревата огромными штрафами. Например, в марте 2020 года в США введен новый закон, согласно которому именно ретейлеры несут ответственность за размещение контрафакта. Ответственность маркетплейса за размещение и продажу контрафакта (а не возможность взыскать компенсацию с продавца) будет побуждать торговые площадки тщательнее выбирать продавцов.

Кстати

Рынок онлайн-торговли в России по итогам 2020 года вырос в 1,6 раза - до 3,2 триллиона рублей, сообщили в АКИТ. По прогнозам ассоциации, в 2021 году рост продолжится до 4,1 триллиона рублей. По итогам 2020 года количество покупателей интернет-магазинов выросло до 60 миллионов, тогда как в 2019 году их было 47,4 миллиона.

Мурманская область Северо-Запад