19.05.2021 17:20
Экономика

Почему продуктовые ретейлеры усиливают свое присутствие в Москве

Денис Мантуров не увидел угрозы в слиянии торговых сетей
Текст:  Михаил Загайнов
Российская газета - Столичный выпуск: №109 (8460)
На российском рынке продуктового ретейла - второе крупное слияние. Вслед за "Магнитом", который накануне объявил о покупке сети "Дикси" за 92,4 млрд рублей, компания "Лента" сообщила о намерении поглотить сеть Billa. Цена сделки составит 215 млн евро.
Читать на сайте RG.RU

Сообщения о слиянии вызвали опасения по поводу возможного роста цен на продукты. В минпромторге уверяют, что поводов для тревоги нет: десять крупнейших ретейлеров консолидируют лишь 25% розничного рынка. В других странах этот показатель выше: в Германии - 71%, в Великобритании - 60%, в США - 46%.

Эксперт оценил решение "Магнита" о покупке магазинов "Дикси"

"Говорить о доминировании в России крупных сетевых форматов и диктате цен сегодня не приходится", - заявил глава минпромторга Денис Мантуров.

Приоритет министерства - развитие всех форматов торговли, в первую очередь малых. Так, региональным властям поручено увеличить количество мест для торговли продуктами (рынки, ярмарки и так далее).

Конечная цель и "Магнита", и "Ленты" - расширение присутствия в Москве и Московской области. Задачи же, решаемые компаниями, отличаются.

"Приобретение супермаркетов "Билла Россия" даст нам доступ к зрелой сети магазинов с устойчивым потоком покупателей и позволит удвоить общее количество супермаркетов "Лента", - заявил гендиректор "Ленты" Владимир Сорокин.

По оценке компании, после сделки доля "Ленты" на рынке продуктового ретейла Москвы и области составит около 3%, компания получит 161 новый супермаркет. "Лента" намерена закрыть сделку летом 2021 года. Для этого компании необходимо получить одобрение со стороны Федеральной антимонопольной службы (ФАС).

Бумаги "Ленты" выросли на 6% после новости о покупке Billa

Решение "Ленты" купить супермаркеты Billa не только усилит позиции компании на московском рынке, но и даст мощный толчок развитию онлайн-торговли, считает председатель правления, президент Российской ассоциации экспертов рынка ретейла Андрей Карпов.

"Billa давно работает в Москве, у них хорошие локации, есть уже свой покупатель. Для "Ленты" это несомненное усиление, особенно если учесть планы компании по развитию онлайн-торговли. Новые супермаркеты позволят резко сократить время доставки товара покупателю", - рассказал он. В этом цель "Ленты" отличается от задач, которые ставит перед собой "Магнит", пытающийся вернуть себе первое место на рынке, которое он потерял в 2018 году, уступив Х5 Retail Group (сети "Перекресток", "Пятерочка", "Карусель").

По словам Карпова, в рамках сделки между "Лентой" и Billa наибольший вопрос вызывает решение немецкой REWE Group, которой принадлежит Billa Russia GmbH, уйти с российского рынка. "На мой взгляд, это связано с тем, что маржинальность бизнеса в России под вопросом для западных ретейлеров", - отметил Карпов.

Решение "Ленты" позволит ей резко сократить сроки онлайн-доставки продуктов

Что касается интересов покупателей, эксперт считает, что речь может идти лишь о разнице в ассортиментах "Ленты" и Billa. "Благодаря западным партнерам, Billa продавала ряд товаров, которые закупала напрямую в Европе. После перехода супермаркетов под контроль "Ленты" покупатели, возможно, потеряют эти товары", - подчеркнул Карпов.

Снижения цен на товары, на что ориентируются в первую очередь покупатели, ждать не стоит, уверен эксперт. На рынке давно сложилась система закупок у поставщиков, все ретейлеры работают на примерно равных условиях.

"Поставщикам по ценам уходить ниже уже некуда. Торговые сети в данном случае могут очень жестко диктовать свои условия, эта система выстроена. Единственное возможное движение - вверх, но X5, "Магнит" и "Лента" - очень крупные игроки, рыночной силы у них достаточно", - уверен Карпов.

Крупные компании Москва Московская область Столица