На подготовку архива с информацией может уйти несколько дней, поскольку она собирается из более чем 50 сервисов компании. Когда архив собран, на почту приходит письмо, а файл с архивом появляется в личном кабинете - он называется "Яндекс ID". Прямо сейчас персональные данные можно удалить из голосового помощника "Алиса", Музыки, Карт, Почты, Диска, Дзена, Переводчика, Погоды, Мессенджера, Бизнеса и Станции. В компании обещают, что до конца года в список войдут все основные сервисы.
Большая часть данных стирается с серверов компании в течение суток. Однако ИТ-гигант предупреждает, что некоторые данные по закону нужно хранить определенное время. Когда появляется запрос на удаление данных, компания перестает их обрабатывать сразу после поступления запроса и удаляет, как только истечет установленный законом срок. При этом данные, которые являются частью сервиса, например правки и панорамы в Картах, нельзя удалить полностью. Они обезличиваются - компания стирает информацию о том, кто их добавил.
По словам директора "Яндекса" по защите данных Ивана Черевко, данные о пользователях, их интересах и действиях - лайках и дизлайках, отзывах, поездках и т.д. - нужны компании для того, чтобы персонализировать информацию. "При этом мы - за прозрачность: у человека должна быть возможность проверить, что "Яндекс" знает о нем, и распорядиться этими данными по своему усмотрению", - добавляет он.
В компании предупреждают, что удаление данных - необратимый процесс, его нельзя отменить. Если стереть данные, некоторые возможности сервисов станут недоступны. Например, приложение "Музыка" советует новые треки, опираясь на историю прослушиваний, лайки и дизлайки. Без нее информация станет неточной.
Аналогичные инструменты присутствуют и у других крупных ИТ-компаний. Например, в Google можно посмотреть все действия в поисковике и выбрать, за какой период следует удалить данные. У Apple можно удалить данные о себе, Microsoft позволяет закрыть учетную запись на сайте компании.