17.06.2021 11:28
Культура

В Воронеже увидели спектакль-мираж по сценарию Шпаликова

Текст:  Татьяна Ткачёва (Воронеж)
Кинофильм "Причал", не снятый из-за самоубийства режиссера, попробовали воскресить в московском театре "Человек". Спектакль Данила Чащина стал одним из значимых событий театрального сезона 2019/20. Теперь эту лиричную камерную постановку, похожую на эскиз или сон, показали на Платоновском фестивале.
/ Андрей Парфенов
Читать на сайте RG.RU

"Причал" был первой крупной работой знаменитого сценариста Геннадия Шпаликова. Ленты, созданные при его участии ("Я шагаю по Москве, "Застава Ильича"), сегодня воспринимаются как символы "оттепели". В сюжетах Шпаликова нет больших событий, острых конфликтов. Герои плывут в потоке мимолетных впечатлений, и сами эти впечатления создают особую атмосферу приподнятости, предощущения счастья.

В Беларусь с гастролями едет Приморский драмтеатр

Многие задумки сценариста остались на бумаге. Так случилось и с "Причалом". В 1960 году подающий надежды студент ВГИКа Владимир Китайский уже получил добро на съемки короткометражки на "Мосфильме". Музыку должен был писать Микаэл Таривердиев. Главную роль прочили Светлане Светличной. Но дело застопорилось, у руководства студии возникли нарекания к кандидатуре артистки, да и к самому сценарию (ему, дескать, не хватало "одухотворения единой мыслью"). Проект заморозили на несколько месяцев, дотянули до осени, когда снимать "летнюю" натуру было бы невозможно. Очень талантливый и очень ранимый Китайский повесился. Спустя 14 лет повесился Шпаликов.

Эту грустную историю Данил Чащин продолжил светлым спектаклем о несбывшемся, о "растерянном и неуклюжем счастье". Выбрал простую, как бы безыскусную форму, что-то вроде лектория в библиотеке. Среди полок с пленками, коробками, папками, копиями мосфильмовских актов артисты в будничных костюмах повествуют о нескладной судьбе "Причала" (увязая в канцеляризмах типа "контекст прерванного потенциала"). А потом проигрывают сам сценарий - штрихами, скупыми жестами, интонацией. Пожалуй, интонация и музыка здесь главные. Остальное зритель воображает сам (с помощью артиста-многостаночника Антона Шурцова): по реке плывет баржа с лошадьми, по Москве едет огромный самолет, большая лохматая собака направляет домой заплутавшую "Волгу"…

Девочка Катя приплывает в Москву с баржей, которую ведет ее жених-шкипер. Катя (Арина Постникова) этакий беспечный мотылек, шкипер (Андрей Савостьянов) - тяжеловесный "речной волк" с неудачным браком за плечами. Они ссорятся, шкипер отправляется в город повидать сына, Катя - не зная об этом - бежит на поиски, проживает в пустой ночной столице маленькую невероятную жизнь, на рассвете успевает вернуться и догнать свою отчалившую баржу благодаря случайному велосипедисту. Хотя, возможно, спешить в прежнюю жизнь девочке вовсе не стоило.

В Ярославле представили эскизный проект реставрации Волковского театра

Мир спектакля зыбкий и манящий, как рябь на воде. В него тянет окунуться, но для этого зритель тоже, пожалуй, должен сыграть в наивность. Ведь между кино, снятым или неснятым в эпоху "новой волны" (неважно, в какой стране), и его театральным миражом 60 лет спустя неизбежно возникает зазор. Ведь театр - это, в отличие от старого доброго фильма, "здесь и сейчас". Юмор ситуаций остается юмором, но вызывает не улыбку, а ее тень. Легкость, с которой герои пускаются в милые авантюры, трогает сердце - но разум подает сигналы об опасности.

И все же до открытого столкновения (ни в спектакле, ни в сознании зрителя) дело не доходит. Шпаликов, а вслед за ним и Чащин, замирают в полушаге от конфликта, в прекрасном мгновении между прошлым и будущим. На экране плещет волна, переливается под солнцем: "Конец".

- Драматургии здесь как бы нет - зарисовки… Для Шекспира событие - это убийство, а для Шпаликова это может быть капля дождя. Что впереди, неизвестно, и событие - это то, что не случилось, - отметил Данил Чащин. - Ну, с Алешей, которого отец ночью оставил спящим на скамейке, наверное, ничего страшного не случится. Травма будет, но найдется милиционер, отведет домой, новый адрес-то мальчик знает (оставленные дети - у Шпаликова, кстати, повторяющийся мотив…). А что станет с Катей, непонятно. А с летчиком-инвалидом, с солдатами ("пока служили три года, все хорошие девушки повыходили замуж"), с дрессировщиком, который убил государственного льва? Может, сегодня последний день, когда все они могут вот так гулять по ночной Москве.

Драматический театр Воронеж Центральная Россия Столица