В письме, которое опубликовала газета The Washington Post, Ахмад Масуд напоминает Западу о своем знаменитом отце, в честь которого названа аллея на Елисейских полях в Париже, и заклинает "друзей Афганистана" вступиться за силы, готовые выступить против талибов, в частности, помочь им оружием и боеприпасами.
Напомним, что Панджшерское ущелье, с недавних пор получившее статус отдельной провинции, было главным очагом сопротивления в годы советского военного присутствия в Афганистане. Оно представляет собой практически неприступный укрепленный район протяженностью семьдесят километров. В ущелье ведет только один узкий вход из Чарикарской "зеленки", который легко блокируется. Известно также, что еще со времен Северного альянса - структуры, возглавляемой Масудом-старшим и противостоявшей "Талибану" в 90-е годы, - именно здесь постоянно накапливались большие арсеналы оружия, в том числе бронетехники, систем залпового огня и тактических ракет.
Во времена первого пришествия "Талибана" это ущелье оставалось почти единственным островком сопротивления.
Мне приходилось не раз бывать в тех местах, встречаться и разговаривать с местными жителями. Несмотря на то, что части так называемого Ограниченного советского контингента неоднократно проводили здесь крупные войсковые операции, панджшерцы, как ни странно, доброжелательно относятся к России и русским. Они охотно рассказывали о том, как талибы заблокировали долину юга, со стороны Гульбахора, решили взять горцев измором, но из этого ничего не вышло. Еды не было, питались исключительно тем, что сами выращивали.
- Но мы могли продержаться так еще долго, - объяснил один из местных авторитетов по имени Саидага. - Потому что у нас есть стратегический запас на такие случаи.
- Что же это за запас такой?
- Талхон - называется, - хитро улыбнулся Саидага и распорядился принести этот самый талхон.
Мне дали кусок довольно твердого вещества зеленоватого цвета. Делается он так: сушат и измельчают в порошок ягоды тутовника, затем эту смесь прессуют. Иногда добавляют туда измельченные орехи. По питательности эта штука не имеет себе равных.
Саидага уверял меня в том, что панджшерца всегда можно отличить от других афганцев, даже от таджиков, живущих, скажем, в Герате или Бадахшане. "И по внешнему виду, и по говору, а главное - по уму". Он меня уверял, что именно здесь живут самые храбрые, трудолюбивые и талантливые люди. "Посмотрите, кто сегодня занимает главные посты в Кабуле. Министр обороны - наш. Министр иностранных дел - наш. Министр безопасности, вице-премьеры, да все ключевые посты - у выходцев из ущелья". И так было всегда - и при короле, и при коммунистах.
Скопления боевой техники были видны повсюду - новые или почти новые танки, БТР, артиллерийские орудия, системы залпового огня, ракетные комплексы "Луна" и "Скад". В одном месте я даже заметил зачехленный боевой вертолет Ми-24. То есть горцы берегли порох сухим.
И вот теперь все эти арсеналы могут им пригодиться.
Наряду с Масудом-младшим возглавить борьбу готов бывший вице-президент ИРА и глава афганской спецслужбы Амрулла Салех, который заявил, что "ни при каких обстоятельствах не покорится боевикам". Сразу после обнародования этих слов информагентства сообщили о том, что на подмогу панджшерцам с севера выдвинулись отряды узбека Дустума, однако, впоследствии эта информация не подтвердилась.
Все это делает ситуацию в Афганистане и вокруг него еще более запутанной и интригующей. Если Панджшер и вправду окажет серьезное сопротивление "Талибану", то это может стать той искрой, из которой снова вспыхнет гражданская война на обширной территории страны.
Проблема еще и в том, что сегодня в Кабуле остались весьма авторитетные выходцы из Панджшера, готовые сотрудничать с радикалами, это, в частности, доктор Абдулла Абдулла, отвечавший в прежнем руководстве за политику национального примирения. И весьма вероятно, что эти люди могут стать заложниками у талибов.
Ситуация в АфганистанеКстати
В ущелье Панджшер между уездными центрами Руха и Базарак, на высоком холме, построен мавзолей Ахмад Шаха Масуда. Накануне захвата Кабула талибы обещали его разрушить.